Этим летом я купил КПК *** в компьютерном супермаркете ***. Гарантия на него дается 1 год. Мануала на русском языке с ним не было, только ПО, русифицирующее операционку. Месяц назад у меня сломался блок питания, через него ток подходит к кредлу, от которого и подзаряжается КПК. Я приехал в *** с гарантийным талоном и чеком, мне сказали, что с ним надо обращаться в сервисный центр ***. Я поехал в центральное отделение сервисного центра, там мне сказали, что гарантийный талон подлинный, а вот КПК чинить не будут, потому что все КПК и ноуты фирмы *** в Россию ввозят нелегально. Я взял с них расписку о том, что они ремонтировать отказываются, и вернулся в ***.
Выслушав меня, они взяли все-таки КПК на починку. Максимальный срок ремонта у них 1 месяц (для материнок!!!). Расписку мне дали, и я уехал. Было это 30 ноября, в течение месяца я им звонил раз пять - говорят, отправили КПК в какую-то гарантийную мастерскую и он еще оттуда не вернулся. Как я от вас узнал (спасибо!!!), по истечении 1 месяца они мне обязаны выплачивать по 1% от стоимости за каждый просроченный день... Это так???
И второй вопрос. Так как товар нелегальный и, значит, с ним будут всегда какие-нибудь трудности, мне бы не хотелось его у себя оставлять. Могу ли я потребовать от *** расторжения договора купли-продажи с возвратом мне денежных средств? Что мне надо им в этом случае предъявить и как действовать - подскажите, пожалуйста.
Действительно, в случае нарушения сроков ремонта, указанных в документе о приеме товара (в вашем случае - расписка), организация, допустившая такое нарушение, в соответствии с пунктом 1 статьи 23 ЗоЗПП обязана выплатить вам неустойку в размере одного процента от стоимости товара за каждый день просрочки. При этом вы в случае невыполнения своего первоначального требования в оговоренный срок вправе по своему выбору предъявить иные, описанные в статье 18 ЗоЗПП (сумма неустойки рассчитывается до дня предъявления нового требования). Следовательно, вы можете настаивать на расторжении договора купли-продажи и возврате уплаченной суммы (пункт 2 статьи 23 ЗоЗПП).
В своей претензии сошлитесь на вышеуказанные статьи, а также напомните продавцу об административной ответственности за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (непредоставление локализованной инструкции), предусмотренной пунктом 1 статьи 14.8 Кодекса об административных правонарушениях РФ. В данной ситуации продавец совершенно не заинтересован в том, чтобы доводить дело до суда, так как - и об этом уже заходила речь в одном из предыдущих вопросов нашей юридической поддержки - у него могут возникнуть дополнительные проблемы, связанные с нелегальной поставкой товаров в Россию.
Моя проблема заключается в том, что купленный 5.12.04 монитор марки ***, модель ***, обладает дефектом "нелинейности". Я отдал монитор на гарантийный ремонт 14.12.04 и принял его якобы уже исправным 11.01.05. После того как я расписался в его получении, мастер сказал, что дефект в пределах нормы. Я дал ясно понять, что нелинейность нормой для меня не является. Мастер все-таки решил мне доказать обратное. Он подключил монитор, я указал на то, что нелинейность присутствует и весьма заметна. Меня долго пытались убедить, что это норма и не стоит обращать внимание на такое. Но на мониторах моих знакомых (та же модель) ничего подобного нет. Мастер сказал, что мониторы одинаковой модели внутри имеют совершенно разную начинку и что мне просто не повезло…
Я попросил мастера дать мне формулу расчета, его замеры и вычисления для
проведения независимой экспертизы, но он сказал, что все находится в выданной
квитанции. Выдать мне ГОСТы *** он отказался. Позже, после препирательств, он
все-таки сказал, что ГОСТ *** соответствует государственному ГОСТу и выдавать
его, а также замеры и расчеты он никак не обязан, заниматься этим должен я сам,
якобы все необходимое для экспертизы опять же находится в квитанции.
Прошу заметить, что этот монитор был куплен мной из-за его хороших
характеристик, а разрешение и обновление экрана (1024 х 768 @ 100), при котором
он проявляет дефект, является наиболее часто мной используемым.
Мои вопросы к вам:
1) Как именно должен выглядеть акт проверки, что должно быть в нем указано?
2) Я почитал про ГОСТы мониторов, там было сказано, что они все тестируются под
1024 х 768 @ 85, а под 85 у меня все нормально (есть отклонения, но не такие,
как под 100 Гц). Но если производитель заявил о 100 Гц, является ли это
нарушением и должен он нести какую-нибудь ответственность?
В акте о результатах проверки должно быть указано, имеется ли в устройстве недостаток, каков характер повреждений, а также должны быть приведены реквизиты организации, осуществляющей проверку качества. Таким образом, если сервисный центр не обнаружил (или не захотел обнаружить) в товаре неисправность, формулировка вида "по результатам проверки такого-то девайса недостатки обнаружены не были" вполне допустима. Более подробная информация об исследовании девайса содержится в заключении эксперта (согласно абзацу 3 пункта 5 статьи 18 ЗоЗПП, экспертиза проводится за счет продавца, сервисного центра, изготовителя или импортера - конкретное лицо устанавливается в договоре между этими субъектами в том случае, если у них возникает спор с потребителем о причинах возникновения недостатка).
Кроме того, помимо уже перечисленных пунктов в этом заключении должна
содержаться информация о причинах и времени возникновения недостатка, а также о
методике осуществления проверки, в том числе и формулы расчетов, о которых вы
упоминаете в своем письме. Насколько я понял, в вашей ситуации сервисный центр
вообще не признает наличие в мониторе неисправности. Поэтому вам следует
провести экспертизу монитора за свой счет. И если заключение эксперта подтвердит
вашу правоту, от продавца можно будет требовать не только расторжения договора
купли-продажи и возврата уплаченной за товар суммы (пункт 1 статьи 18 ЗоЗПП), но
и возмещения затрат на оплаченную вами экспертизу (пункт 2 статьи 13 ЗоЗПП).
Что касается ГОСТов, то их основное назначение - установить минимальные
требования к той или иной продукции для ее выхода на отечественный рынок.
Однако в ГОСТах не устанавливается верхний предел качества, и здесь будет правильным заметить, что компания *** на своем сайте заявляет о соответствии данной модели монитора многим международным стандартам (в том числе более жестким, чем российские, всего порядка 17 стандартов). Согласно пункту 4 статьи 4 ЗоЗПП, компания ***, указывая на соответствие монитора определенным стандартам, берет на себя обязательство предоставить потребителю монитор, который полностью отвечал бы им. Экспертная проверка того, насколько качество монитора соответствует заявленным нормативам (а не только ГОСТу), и позволит подтвердить либо опровергнуть наличие проблем с линейностью.
Купил принтер, во время покупки спрашивал у продавца, сколько стоит картридж, он сказал, что 3 штуки (у меня их 6) стоят 300 рублей. Сегодня зашел в магазин и узнал, что 1 картридж стоит 380 рублей. Естественно, это дорого для меня, и вот я хочу сдать принтер, пользуясь законом о возрате любого товара в течение 14 дней, возможно ли это? И если мне откажут в возврате денег, что делать в этом случае? Согласитесь, что разница между 300 рублями за три 380 рублями за один весьма существенная...
В данной ситуации закон на вашей стороне. В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 495 Гражданского кодекса, а также пунктом 1 статьи 10 и пунктом 1 статьи 12 ЗоЗПП покупатель, если ему в месте продажи не была предоставлена возможность получить достоверную информацию о товаре, может потребовать расторжения договора купли-продажи и возврата уплаченной суммы. Свое требование оформляйте в письменной форме со ссылками на указанные выше нормативные акты.
Что касается "закона о возврате любого товара", то, по всей видимости, вы имеете в виду статью 25 ЗоЗПП. Возврат исправного принтера на основаниях, предусмотренных этой статьей (т. е. в течение 14 дней, если он не подошел вам по габаритам или комплектации, а у продавца нет аналогичного товара для замены) невозможен, так как данный девайс относится к классу множительной техники (Постановление правительства от 19 января 1998 г. № 55).
Интересует ваше мнение о сроках проведения экспертизы при возникновении спора о причине неисправности в случае, когда потребитель предъявил требование о расторжении договора купли-продажи.
Согласно абзацу 9 пункта
3 Приказа МАПа от 20 мая 1998 г. № 160, проверка качества и экспертиза товара
должны быть произведены в пределах сроков, установленных статьями 20, 21 и 22
ЗоЗПП для удовлетворения предъявленных требований (данные нормы регулируют
соответственно порядок ремонта, замены и возврата денег). О сроке, отведенном
продавцу для удовлетворения требования потребителя о расторжении договора
купли-продажи и возмещении расходов, связанных с расторжением договора, читайте
во врезке.
У меня вышел из строя компьютер, точнее, один из компонентов (материнская плата). Срок гарантии еще не истек. Комплектующие покупались отдельно (гарантия на каждую часть в отдельности). Обязана ли фирма-продавец предоставить мне на время гарантийного ремонта аналогичную материнскую плату? В течение какого срока? В какой форме я должен требовать такую временную замену? Что делать, если продавец говорит, что у него в наличии нет аналогичной материнской платы? Если продавец отремонтирует материнскую плату, то каков будет гарантийный срок? А если не отремонтирует, а заменит на другую?
В соответствии с пунктом 2 статьи 20 ЗоЗПП замена производится по вашему требованию (которое следует оформлять в письменном виде) в трехдневный срок. В случае отказа или несвоевременного удовлетворения данного требования для продавца (или лица, обязанного по договору предоставлять временную замену) наступают последствия, предусмотренные пунктом 1 статьи 23 ЗоЗПП: с него взыскивается один процент стоимости товара за каждый день просрочки. Для реализации нормы о взыскании неустойки необходимо направить такому лицу претензионное письмо либо обратиться в суд.
После исправления недостатков в материнской плате гарантийный срок на нее должен быть продлен на тот период, в течение которого производился ремонт (пункт 3 статьи 20 ЗоЗПП). А в случае замены материнской платы на новую продавец обязан предоставить вам новый товар, не бывший в употреблении. При этом гарантийный срок исчисляется заново со дня передачи вам материнской платы (пункт 2 статьи 21 ЗоЗПП).
Заключил договор на безлимитный интернет со скоростью 1024 кбит/сек. На самом деле скорость по сети составляет в среднем 40 кбит/сек. Провайдер отказывается принимать претензии, мотивируя это тем, что в договоре указано "до 1024 кбит/сек", а не "1024 кбит/с". Как с этим бороться? Очень хочется получить то, на что рассчитывал при покупке подключения...
Формулировки, подобные указанной в письме, представляют собой разновидность ухищрений, на которые идут некоторые провайдеры, чтобы скрыть истинную скорость доступа. Однако формулировка "до 1024 кбит/сек" означает также, что в некоторые моменты вашей работы в сети скорость соединения должна достигать заявленной величины. Вам следует воспользоваться программой, которая измеряет скорость соединения с интернетом и ведет log-файл.
Если за месяц использования программы скорость ни разу не достигнет 1024 кбит/сек и это будет отражено в log-файле, можете предъявить претензию провайдеру с требованием уменьшить абонентскую плату вследствие недостатков оказанной услуги (абзац 3 пункта 1 статьи 29 ЗоЗПП). При составлении этой бумаги используйте указанные выше аргументы, а также приложите к ней распечатку log-файла. В том случае, если вашу претензию откажутся принимать, обращайтесь в суд.
Срок для продавца
Судя по письмам читателей, вопрос о сроке, в течение которого продавцом должно быть удовлетворено требование потребителя о расторжении договора купли-продажи и возврате уплаченной суммы, является одним из самых актуальных. Поэтому имеет смысл привести выдержку из Приказа МАПа от 20 мая 1998 г. № 160, в пункте 7 которого дается официальное разъяснение по этой проблеме: "Из статьи 18 Закона "О защите прав потребителей" следует, что при расторжении договора купли-продажи потребителю в полном объеме возмещаются убытки, которые в связи с этим могут возникнуть у потребителя. Денежная сумма, уплаченная потребителем за товар, является одной из составляющих этих убытков.
В связи с этим, если потребителем предъявлено требование о возврате денежной суммы, уплаченной за товар, оно должно быть удовлетворено в течение срока, установленного статьей 22 Закона "О защите прав потребителей" для возмещения убытков, причиненных потребителю расторжением договора, т. е. в десятидневный срок с момента предъявления соответствующего требования".
Стоит также заметить, что, согласно пункту 3 статьи 503 Гражданского кодекса Российской Федерации, при возврате покупателю уплаченных за товар денег продавец не вправе удерживать из них сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за полного или частичного использования, потери им товарного вида или других подобных обстоятельств.