У
меня проблема: купил в фирме *** жесткий диск ***, а он спустя два месяца
"полетел". Сдал, как мне и сказали продавцы, в сервисный центр *** на
гарантийный ремонт (у них с ними заключено соглашение). Там после проверки
подлинности диска сказали, что официально диск с таким серийным номером в Россию
не поставлялся и ремонтировать его на этом основании не будут, но заключение
свое письменное дадут. В связи с этим у меня к вам вопросы.
1. Могу ли я на данном основании (диск из "серой" поставки и отказ в гарантийном
обслуживании) требовать расторжения договора купли-продажи и возврата денег?
2. На какие статьи закона о защите прав потребителя я могу сослаться?
3. Как правильно построить фразу в тексте претензии по поводу "серой" поставки и
отказе в гарантийном ремонте?
Спасибо за ответы!
P.S. Неплохо было бы в журнале Upgrade, в вашей рубрике, осветить этот аспект,
так как "серых" поставок в Россию много и с подобной проблемой может столкнуться
каждый.
При наличии заключения сервисного центра о неисправности жесткого диска вы
имеете право на основании пункта 1 статьи 18 Федерального закона "О защите прав
потребителей" и пункта 3 статьи 503 Гражданского кодекса РФ потребовать от
продавца расторжения договора купли-продажи и возврата уплаченной по договору
суммы. Тот факт, что жесткий диск ввезен в Россию неофициально, не умаляет ваших
прав, описанных в ЗоЗПП. Зато у продавца, в том случае, если он откажется в
добровольном порядке удовлетворить ваше требование о возврате уплаченной суммы,
в суде могут возникнуть дополнительные проблемы. Ему придется объяснять суду, на
каком основании он торгует продукцией, за ввоз которой в нашу страну не были
уплачены предусмотренные законодательством таможенные сборы.
Требование оформляйте в письменной форме в двух экземплярах. К экземпляру,
который вы передадите продавцу, приложите копию заключения из сервисного центра.
У меня вопрос не на тему защиты потребителей, а на тему собственной защиты. Могу ли я быть привлечен к ответственности, если установил нелицензионную копию программы, купленную в супермаркете (кассовый чек имеется) приятелю или незнакомому лицу? Предположим, что это очень дорогая программа и ее цена сопоставима с крупным ущербом (статья 146 УК РФ), но, как известно, пиратские копии стоят по 100 рублей за диск. И наступает ли ответственность, если потенциальный клиент сам приносит нелицензионный дистрибутив для установки / настройки?
Этот вопрос для меня далеко не праздный, так как от него зависит, стоит ли помогать знакомым и незнакомым переустанавливать систему. Ведь у меня нет ни одного знакомого, использующего лицензионную Windows. Все хотят иметь полный комплект программ, но никто не готов платить за них. Подобная ситуация у подавляющего большинства людей. Как бы мне не оказаться здесь крайним? Есть ли способ обезопасить себя в этой ситуации? Ведь я не занимаюсь перепродажей программ, а беру символическое вознаграждение за работу по установке / настройке.
Пунктом 2 статьи 146 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за незаконное использование объектов авторского права. Для применения уголовных санкций требуется, чтобы стоимость прав на использование программы составляла не менее 50 000 рублей.
Если же с точки зрения уголовного закона рассматривать действия лица, устанавливающего нелицензионный софт (для кого-то), то в данной ситуации он бы предстал перед судом как пособник - лицо, содействовавшее совершению преступления (пункт 5 статьи 33 УК РФ). Надо заметить, что ответственность за совершение данного преступления наступает с 16 лет.
В то же время субъективная сторона данного преступления характеризуется умыслом - прямым или косвенным. То есть лицо осознает незаконность использования данных программ и безразлично относится к причинению крупного ущерба (как уже говорилось, свыше 50 000 рублей). Однако откуда у лица, купившего диск с ПО (неважно, в переходе на лотке или в супермаркете), может взяться осознание того, что этот софт пиратский? Вопрос не риторический, и ответ на него очевиден. На практике доказать умышленное приобретение и использование именно пиратского софта чрезвычайно трудно, и потому мне пока неизвестны случаи привлечения простых пользователей к ответственности.
С
интересом прочитал про обмен плейера. У меня похожая ситуация, но есть некоторые
отличия. Хочу спросить у вас совета.
В магазине *** (г. Екатеринбург) 14.05.2004 мной был приобретен по кредитной
схеме новый ноутбук марки *** с годовой гарантией производителя (на батарею -
6 месяцев). C момента продажи (при покупке я этого не заметил, всего ведь не
углядишь) у него западала кнопка Ins. Через месяц у меня появилось время, чтобы
отнести его в сервис-центр (фирменный сервис-центр ***), где в течение трех дней
мне все починили. Но на этом мои проблемы не закончились.
Через 5 месяцев (совсем недавно) кнопка снова стала западать, но, что самое главное, вышел из строя аккумулятор (АКБ). Я снова обратился в сервис-центр, где за неделю (без предоставления ноутбука на время ремонта) мне починили кнопку, диагностировали неисправность АКБ и заказали новый АКБ в Москве (доставка около трех недель, еще нескоро). Слава богу, что АКБ вышел из строя до того, как пройдет полгода (а это совсем скоро), иначе пришлось бы покупать новую батарею (около $200)! После ремонта обнаружилось, что пропал звук (не знаю, явилось ли это следствием ремонта), также криво собрали корпус - клавиатура перекошена. Обнаружилось это только после отъезда из сервисного центра. Все это мне уже порядком надоело, особенно если учесть, что ноутбук нужен мне для работы и все вышеописанное случилось в течение первого полугодия эксплуатации? Что же будет дальше? Я считаю, что все это называется "Последствия продажи товара ненадлежащего качества" (статья 18 ЗоЗПП).
Это предыстория, а теперь собственно вопросы.
1. Могу ли я согласно 18 статьи ЗоЗПП вернуть ноутбук в магазин и потребовать
деньги назад ("расторжение договора купли-продажи")? Какие для этого нужны
документы (если возможно, дайте мне, пожалуйста, образцы / шаблоны)? Как следует
понимать пункт "В отношении технически сложных и дорогостоящих товаров
требования потребителя, указанные в абзацах четвертом и пятом настоящего пункта,
подлежат удовлетворению в случае обнаружения существенных недостатков товаров"?
Что есть "существенные недостатки товаров"? Это мой случай? Кто это определяет?
2. Когда я получу новый АКБ, будет ли на него распространяться гарантия в
полгода (с момента получения)?
Согласно пункту 1 статьи 18 ЗоЗПП и пункту 3 статьи 503 Гражданского кодекса РФ вы вправе потребовать от продавца расторжения договора купли-продажи и возврата уплаченной суммы в случае обнаружения в вашем товаре неисправности. Эта неисправность должна быть подтверждена письменным заключением сервисного центра. Требование о расторжении договора предъявляется продавцу (или лицу, указанному в договоре в качестве уполномоченного по рассмотрению претензий) вместе с копией заключения сервисного центра о неисправности ноутбука.
Если в вашем договоре не предусмотрено иного, то согласно пункту 4 статьи 20 ЗоЗПП на новую батарею устанавливается гарантийный срок той же продолжительности, что и на замененную. При этом гарантийный срок исчисляется со дня выдачи вам батареи по окончании ремонта.
В случае отказа в удовлетворении ваших требований обращайтесь с исковым заявлением в суд по месту вашего жительства или по месту нахождения ответчика (как удобнее). К исковому заявлению приложите копию искового заявления (для ответчика), копию заключения сервисного центра, копию письменного отказа, а также копии гарантийного талона и товарного (кассового) чека.
Поскольку ноутбук был приобретен в кредит, вас должно заинтересовать содержание пункта 5 статьи 24 ЗоЗПП, согласно ему потребителям, которым товар был продан в кредит, в случае расторжения договора купли-продажи возвращается уплаченная за товар денежная сумма в размере погашенного ко дню возврата товара кредита, а также возмещается плата за предоставление кредита. Другими словами, вам должны вернуть сумму, уплаченную вами по кредиту ко дню расторжения договора.
Я живу в Питере, и мне приходится довольно часто покупать в компьютерных фирмах города различные комплектующие. При покупке товара мне всегда предлагают подписать гарантийный талон. В нем наряду с обычной для такого документа информацией о наименовании изделия, количестве, цене, сроке гарантии и т. п. зачастую содержится пункт, согласно которому я подтверждаю, что приобретаемое "изделие не имеет механических повреждений".
Наличие такого пункта (при покупке компьютерных комплектующих) мне представляется неправомерным, так как покупатель не является экспертом и не может, находясь в магазине, проверить целостность и наличие необходимых элементов, например, на видеокарте или материнской плате.
В феврале этого года с одним из моих коллег произошел неприятный случай. При покупке видеокарты в одной из крупнейших фирм нашего города он подписал такой гарантийный талон. В тот же день, установив карту в свой компьютер, он выяснил, что один из двух ее выходов не работает. После обращения в гарантийную службу фирмы оказалось, что на плате видеокарты выломан один из мелких конденсаторов. В адрес фирмы была отправлена письменная претензия с требованием возврата денег. Понятно, что в своем ответе фирма обвинила в повреждении видеокарты моего коллегу и отказалась удовлетворить его требование. После этого прецедента подписывать такого рода гарантийные талоны никакого желания не возникает.
Вам имеет смысл обратиться в суд с исковым заявлением о расторжении договора купли-продажи и просьбой провести независимую экспертизу видеокарты. В мотивировочной части искового заявления стоит указать следующее. Рядовой покупатель не обладает необходимой квалификацией для того, чтобы при заключении договора купли-продажи сделать достоверный вывод об отсутствии в видеокарте механических повреждений (даже видимых невооруженным глазом), поскольку он не имеет информации о внешнем виде работоспособного устройства (топологии данной платы и размещении всех узлов).
Поэтому данное условие договора согласно пункту 1 статьи 16 ЗоЗПП может считаться недействительным как ущемляющее права потребителя по сравнению с правилами, установленными законодательством в области защиты прав потребителей (в частности, презумпции отсутствия у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара - пункт 4 статьи 12 ЗоЗПП). Окончательное решение вопроса о недействительности тех или иных условий договора остается за судом, поэтому требование о признании не соответствующим законодательству определенного пункта договора должно быть отражено в исковом заявлении.
Однако именно заключение независимой технической экспертизы видеокарты, назначенной судом, скорее всего, будет решающим - вам либо вернут деньги (если конденсатор был отломлен до передачи вам товара), либо возложат на вас все расходы, связанные с работой экспертов (если будет установлено, что продавец не отвечает за это повреждение).
Возможен и другой вариант. В том случае, если в комплекте с видеокартой не было инструкции по установке на русском языке (требование абзаца 6 пункта 2 статьи 10 ЗоЗПП), вы имеете право обратиться к продавцу с требованием о расторжении договора купли-продажи и возврате уплаченной суммы со ссылкой на пункт 2 статьи 12 ЗоЗПП. В данной ситуации недостатки в товаре возникли после его передачи потребителю, но по вине продавца, не предоставившего вам полной и необходимой информации на русском языке (инструкция по установке устройства).
Копируйте, но только для себя
После приобретения дорогостоящего лицензионного ПО у пользователя зачастую возникает вопрос о сохранности дистрибутива. Особенно это актуально при покупке программ через интернет, когда все полученное за свои кровные имущество измеряется какими-то виртуальными мегабайтами, способными одномоментно кануть в небытие (например, вместе с крахом жесткого диска).
Другой вариант, когда вам часто приходится переустанавливать ОС и вы опасаетесь, что от частого и не всегда аккуратного использования лицензионный диск с дистрибутивом может прийти в негодность. Встает вопрос о возможности резервного копирования данных и о законности такого копирования. К счастью, данный вопрос имеет вполне внятную законодательную регламентацию.
Согласно пункту 2 статьи 15 закона "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных" лицо, правомерно владеющее экземпляром программы для ЭВМ, вправе без согласия правообладателя и без выплаты ему дополнительного вознаграждения изготавливать копию программы для ЭВМ при условии, что эта копия предназначена только для архивных целей и при необходимости (в случае, когда оригинал программы для ЭВМ или базы данных утерян, уничтожен или стал непригодным для использования) служит для замены правомерно приобретенного экземпляра.
При этом копия программы для ЭВМ или базы данных не может быть использована для иных целей и должна быть уничтожена в случае, если дальнейшее использование этой программы для ЭВМ или базы данных перестает быть правомерным.