Про вирусы и счета
Здравствуйте, уважаемый Олег Павлов. Автор опубликованного в журнала UPgrade 
письма под названием "О геометрии монитора и далеком городе" обратился к вам за 
консультацией по поводу необоснованного счета, предъявленного ему провайдером 
услуг связи. На самом деле это очень серьезный вопрос! По интернету гуляет 
вирус, который автоматически прописывает соединение с интернетом по 
международной телефонной линии и подключает компьютер к удаленному абоненту без 
ведома пользователя. Причем если исправить настройки, то вирус автоматически 
вновь пропишет свои! Удалить его получается только антивирусом, и то не всегда. 
Но суть вопроса, конечно, не в антивирусе, а в нахальстве хакеров!
Все мои знакомые, которые часто пользуются интернетом, сталкивались с таким 
вирусом, я, например, аж трижды. Миф, согласно которому эту заразу подцепляют 
те, кто лазает по порносайтам, несостоятелен. Я вот заразился таким вирусом на 
сайте, посвященном софту. Ужас в том, что человек, слабо разбирающийся в 
компьютерах, даже не заметит присутствия вредоносной программы. Слышал, в моем 
городе один человек так попал аж на 300 тыс. руб., и по суду его заставили эти 
деньги выплатить.
Маразм, правда? Ваш ПК заражают вирусом, и вы еще за это платите! А как быть? 
Ведь поставщик услуг связи может сказать: "А я-то тут при чем? Мне без разницы, 
что соединение установила программа! И еще неизвестно, кто ее написал - хакер 
или сам потребитель, который таким образом хочет отмазаться от обязательств по 
счету". И действительно, есть ведь добросовестные провайдеры, предоставляющие 
доступ к интернету по междугородней линии в кредит (например, ОАО "Связь" в 
нашем Сыктывкаре). Допустим, кто-то напишет программку, которая будет 
автоматически соединять ПК с этим провайдером. И все же некоторые люди из-за 
компьютерной неграмотности пострадали от вируса материально, причем есть все 
основания считать, что вирусом их заразил сам недобросовестный провайдер. Выход 
один - предъявить иск тому, кто написал эту программу, но, пока его не найдут (а 
я уверен, что не найдут), отвечать по иску будет потребитель. Как же тут быть?
В случае, когда шпионская программа проникла на ваш компьютер и установила 
соединение с "далеким городом", доказать свою невиновность и, соответственно, 
освободить себя от выплат по счету вы можете только в судебном порядке. При 
обосновании своей позиции ссылайтесь на то, что оператор связи, зная о 
существовании проблемы и имея возможность определить, точно ли звонит именно 
абонент, а не программа, не принимает никаких мер к предотвращению подобных 
происшествий. Также обязательно укажите, что нарушается ваше право на информацию 
о безопасном использовании услуги (абзац 6 пункта 2 статьи 10 ЗоЗПП).
Развивая эту мысль, давайте подумаем: кому выгодно такое положение дел? Кто 
получает деньги за междугородное или международное соединение? Разумеется, сам 
оператор связи. В ходе судебного процесса нужно обязательно упомянуть об этом. 
Возможно, судье станет ясно, откуда у программы растут ноги и почему 
компания-оператор не спешит повлиять на ситуацию. Хотя это лишь предположение.
Карточка со странностями
Сразу перейду к сути дела: 10 января мною был приобретен сотовый телефон Samsung D600. После двух дней его эксплуатации обнаружился значительный недостаток: полностью заряженный телефон разряжается в течение 12 часов автономного использования, что не соответствует заявленным характеристикам аппарата (260 часов - в режиме ожидания, 6 часов - в режиме разговора). Это для меня очень существенный недостаток, поэтому я хочу вернуть свои деньги. Через три дня после покупки, 13 января, я пришел к продавцу и потребовал возврата уплаченной суммы в связи с вышеописанным недостатком, но продавец направил меня в сервисный центр производителя мобильника, заявив, что не занимается возвратом телефонов. Подскажите, какие действия я должен предпринять, чтобы вернуть свои деньги?
Для начала имеет смысл связаться с представителями сервисного центра и 
уточнить у них порядок возврата денег. Возможно, к ремонтникам вас отправили для 
составления заключения о неисправности, а деньги возвращаются на основании этого 
заключения в центральном офисе компании. Однако это предположение может и не 
подтвердиться.
Тогда вам следует выяснить у продавца, кто уполномочен рассматривать претензии 
его клиентов. Потом изложите свои требования письменно и передайте указанному 
лицу. Если данную информацию вам не предоставят, вручите письменную претензию 
менеджеру в салоне связи. В случае отказа принять ваши требования обращайтесь к 
мировому судье по месту жительства. В исковом заявлении обязательно опишите 
поведение продавца. Штраф магазину гарантирован.
Глючный MP3-плейер
Здравствуйте, Олег! У меня большая проблема, буду вам очень признателен, если вы мне поможете. Недавно приобрел в магазине MP3-плейер, а через три дня обнаружил, что периодически некорректно срабатывает меню. Продавец вернуть деньги не захотел и отправил меня в сервисный центр, где мне предложили произвести двадцатидневную экспертизу. Я от нее отказался и потребовал замены устройства товаром более высокой ценовой категории, и работник сервиса моментально составил заключение о неисправности аппарата, указав, что описанный мною дефект действительно имеет место. В конце документа стоит отметка, свидетельствующая о том, что заключение выдано для обмена аппарата (через прочерк было написано: "Возврата аппарата", но подчеркнуто слово "обмена"). У меня вопрос: имею ли я право вернуть деньги в течение десяти дней на основании копии (или оригинала) этого заключения и письменной претензии в адрес продавца с требованием возврата уплаченной за товар суммы? Смущает меня сама форма заключения экспертов, посмотрите ее, пожалуйста.
Выданное вам заключение не является заключением экспертизы, так как в нем не указаны причины возникновения неисправности. Поэтому, если вы потребуете от продавца возврата уплаченной суммы, он сохранит за собой право на установление этих причин. Однако - и об этом мы неоднократно упоминали - срок проведения такой экспертизы не должен превышать десяти дней с момента предъявления требования о возврате денег (Приказ МАП #160 от 20.05.1998, статья 22 ЗоЗПП). Составляя претензию, обязательно сошлитесь на указанные нормативные акты и приложите к ней копию заключения ремонтников. Если в результате экспертизы выяснится, что девайс полностью исправен (как вариант, на нем могут быть обнаружены следы механических повреждений или вскрытия), оригинал документа позволит вам отстоять свои права в суде.
Сохраняем данные за деньги
Два месяца назад я купила сотовый телефон. Произошла поломка. Я обратилась в магазин, там телефон не приняли, а направили меня в сервисный центр. В центре взяли телефон на ремонт с условием: "Мы вам его отремонтируем бесплатно, но телефонная книжка (перечень всех сохраненных номеров) будет стерта. Или мы ремонтируем телефон с сохранением телефонной книжки, но это будет стоить 2000 рублей". Вопрос: имею ли я право требовать бесплатного восстановления телефонной книжки или замены аппарата с учетом того, что на нем имеются небольшие царапины?
Вы вправе требовать возврата уплаченной суммы или замены телефона (пункт 1 статьи 18 ЗоЗПП). Две тысячи рублей, которые хотят получить от вас в сервисном центре за сохранение адресной книги, относятся к убыткам, причиненным вам продажей товара ненадлежащего качества. Если вы предпочтете гарантийный ремонт с платным сохранением записей, возьмите у ремонтников квитанцию, подтверждающую расходы, и в письменной форме потребуйте от продавца возместить эту сумму (на основании абзаца 7 пункта 1 статьи 18 ЗоЗПП). Возможно, если вы сразу предупредите работников СЦ о том, что за их услуги, в конечном счете, заплатит продавец, стоимость копирования информации будет существенно снижена или они даже сохранят адресную книгу бесплатно.
Неправильный кулер
Недавно я приобрел компьютер (AMD 64 3500+, ASUS A8N-SLI DELUXE, X850 XT, WD 
WD2500JD-22HBB0, Pioneer DVD-RW DVR-109, NEC CD-RW NR-9500A, Thermaltake V6420 
Xaser). Компания, в которой я все покупал (и еще заплатил за сборку $80), 
недобросовестно отнеслась к моей просьбе заменить чипсетный кулер (он начал 
жужжать уже через месяц). До этого приезжал их сотрудник (по другой причине - не 
работал корпусный дисплей), через неделю после покупки, и уже тогда вертушка 
жужжала. Техник сказал, что нужно немного выгнуть кожух вентилятора, но я 
воздержался от подобных экспериментов. На сетевых форумах владельцы таких же, 
как у меня, материнских плат пишут, что это брак первых ревизий материнки, но, 
когда я приехал в сервисный центр, его сотрудники походя заглянули в корпус и, 
даже не осматривая кулер, заявили, что все дело в пыли, и предпринять что-либо 
отказались. Сейчас компьютеру восемь месяцев. Купил я радиатор Zalman, 
попытались мы с другом заменить тот, что неисправен, но в корпусе настолько 
сильно все запутано и перетянуто проводами, что, вытащив пару шлейфов, еле 
поставили их назад. Я попросил гарантийный отдел хотя бы поменять кулер на мой 
собственный, но мне там сказали, что подобными услугами они не занимаются.
Хотелось бы получить подробные советы, если это в ваших силах. Мне действительно 
нужна квалифицированная помощь. Если мне к продавцу обращаться бесполезно, то 
посоветуйте места, где хорошо знающие свое дело люди за умеренную плату способны 
поставить мне радиатор. Просто ПК еще на гарантии, и хочется, чтобы все было 
сделано качественно.
Прежде всего, вам следует избавиться от пыли внутри корпуса, и в частности на 
вентиляторе чипсета. Просто чтобы исключить возможность претензий со стороны 
сервисменов. Хорошее средство - специальные баллончики со сжатым воздухом. 
Убедитесь в том, что лопасти не задевают провода или шлейфы. Если шум не 
пропадет, составьте письменную претензию с описанием проблем и передайте ее в 
сервисный центр. В тексте обязательно укажите, что сборка ПК осуществлялась 
работниками магазина. Потребуйте от ремонтников устранения неисправности кулера 
(пункт 1 статьи 18 ЗоЗПП).
Если вам откажут, останется два варианта действий.
1. Обратиться в независимую экспертную организацию, чтобы специалисты 
подтвердили наличие заводского брака в товаре и, соответственно, вашу 
невиновность. Далее - направиться в суд с требованием обязать ремонтников 
устранить неисправность (как вариант, вернуть деньги за товар ненадлежащего 
качества).
2. Найти организацию, осуществляющую платный ремонт (например, СЦ другого 
продавца). Если проблема действительно в вентиляторе, ее решение займет 10-15 
минут и не сильно обременит вас материально. Получив до проведения платного 
ремонта составленное по итогам независимой экспертизы заключение об отсутствии 
вашей вины в выявленной поломке, вы сможете взыскать расходы на устранение 
неисправности с продавца (абзац 2 пункта 1 статьи 18 ЗоЗПП). Порядок тот же: 
сначала - письменная претензия, потом, при необходимости, - обращение в суд.
Не забывайте о том, что не убранная вовремя пыль часто становится причиной таких 
неполадок. Поэтому, возможно, решение независимой экспертизы будет не в вашу 
пользу. Важное условие: в инструкции к компьютеру должно быть сказано о 
необходимости регулярной уборки внутри корпуса.