ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ІР-ТЕЛЕФОНИИ

  20:47   01-11-2006

Татьяна КОТАШЕВСКАЯ

Специально для «Юридической практики»

При современном развитии технологий вообще и средств коммуникации в частности любой бизнес может быть обес­печен связью — дешево, качественно, постоянно. Такой вариант возможен при использовании ІР-телефонии. Это иностранное словосочетание прочно вошло и в наш лексикон, и в нашу нормативную базу.

Улицы города пестрят объявлениями о дешевой телефонной связи с заграницей и городами Украины. Все ли ее провайдеры работают легализировано, это другой вопрос. Занимаясь предоставлением услуг ІР-телефонии всерьез, нужно не забывать о лицензировании данного вида деятельности! В этой статье будут рассмотрены особенности законодательного регулирования ІР-телефонии на Украине и алгоритм получения лицензии на предоставление данных услуг.

Как часто вы звоните по телефону за границы Украины? Как много средств вы на это тратите? Если много, то ІP-телефоны позволят Вам значительно уменьшить затраты на международные разговоры или сократить их вообще. ІР-телефоны позволяют соединяться как с обычными телефонными аппаратами, так и аналогичными ІР-телефонами через всемирную сеть Интернет. ІР-телефоны бывают двух видов:

— подключаемые к компьютеру;

— не требующие дополнительных устройств.

Виталий Крохта, директор интернет-провайдера ООО «Вестком» (Черновцы), разъяснил в своем письме на сайте Украинского Хельсинского союза по правам человека, что речь идет о новом виде связи, то есть общения людей, с помощью выдающегося изобретения — Интернета. Элементарными средствами — наушники с микрофоном, которые присоединяются к звуковой карте в компьютере с доступом в Интернет — мы получаем возможность общения с родными, близкими, знакомыми и незнакомыми людьми во всем мире. Прогресс в ІР-телефонии не стоит на мес­те: взамен универсального компьютера разработан его «урезанный» вариант — голосовой шлюз, выполняющий функции компьютера относительно обработки пакетов данных и звуковой карты относительно приема-передачи голоса. А вмес­то наушников и микрофона используется простой телефонный аппарат. Но в этом случае поднимается шум: ведь если есть телефонный аппарат, это уже телефонная связь!

К тому же Украина является членом Международного телекоммуникационного союза (ITU) (www.itu.int/), который на сессии 7—9 марта 2001 года в г. Женеве дал определение и размежевание традиционной телефонии (коммутация каналов) и IP-телефонии (коммутация пакетов). Причем последняя вынесена к разряду услуг сетей передачи данных, каковой в том числе является и Интернет.

Как указал в своей статье юрист ­Кирилл Чельник «Где же твоя лицензия, ІР-оператор?!» («ЮП» № 17 (435) от 25 апреля 2006 год), в последнее время значительно увеличилось количество случаев предоставления субъектами хозяйствования услуг фиксированной международной и междугородной телефонной связи с применением технологий ІР-телефонии без наличия лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности, хотя на данный момент на Украине уже существует законодательная база нормативно-правовых актов, регламентирующих предоставление таких услуг.

Такие предприятия смело можно назвать провайдерами или операторами телекоммуникаций в соответствии с определением основных терминов в Законе Украины «О телекоммуникациях»:

— оператор телекоммуникаций — это субъект хозяйствования, имеющий право на осуществление деятельности в сфере телекоммуникаций с правом на техническое обслуживание и эксплуатацию телекоммуникационных сетей;

— провайдер телекоммуникаций — это субъект хозяйствования, имеющий право на осуществление деятельности в сфере телекоммуникаций без права на техническое обслуживание и эксплуатацию телекоммуникационных сетей и предоставление в пользование каналов электросвязи.

Определить окончательно, являются предприятия, предоставляющие услуги ІР-телефонии, операторами или провайдерами, практически невозможно. Подавляющее большинство из них не имеет никаких документов, регламентирующих порядок предоставления ими телекоммуникационной услуги.

Обратившись к части 3 статьи 42 Закона Украины «О телекоммуникациях», узнаем, что «лицензированию подлежат следующие виды деятельности в сфере телекоммуникаций: 1) предоставление услуг фиксированной телефонной связи с правом технического обслуживания и эксплуатации телекоммуникационных сетей и предоставление в пользование каналов электросвязи: местного, междугородного, международного...», непосредственно осуществляемые предприятиями с видом деятельности «ІР-телефония».

Итак, руководствуясь нормами Закона Украины «О телекоммуникациях», можно сделать вывод, что каждый субъект хозяйствования, намереваясь предоставлять услуги ІР-телефонии, должен подать необходимые документы в орган лицензирования, которым, в соответствии со статьей 18 указанного Закона, является Национальная комиссия по вопросам регулирования связи (НКРС), и получить соответствующую лицензию.

А теперь обратимся к нормативной базе, регулирующей вопрос получения лицензии и условий предоставления данных услуг. В нее входят:

1) Закон Украины «О телекомуникациях» (Закон);

2) Лицензионные условия осуществления деятельности в сфере телекомуникаций по предоставлению услуг фиксированной международной, междугородной, местной телефонной связи с правом технического обслуживания и эксплуатации телекоммуникационных сетей и предоставления в пользование каналов электросвязи, утвержденные приказом Государственного комитета связи и информатизации Украины от 17 июня 2004 года № 132 (Лицензионные условия);

3) Порядок взаимосоединения и взаиморасчетов операторов относительно осуществления деятельности по предоставлению услуг фиксированного международной, междугородной телефонной святи с применением технологии IP-телефонии, утвержденный решением НКРС от 7 октября 2005 года № 91 (Порядок).

Законом и Лицензионными условиями не предусмотрены лицензии на проведение местной IP-телефонии, в связи с этим выдается общая лицензия, а в характеристике оборудования предусматривается, что телефония местная. Если номерной ресурс составяляет 1000 номеров — оплата за получение лицензии составляет 1700 грн.

Отдельно остановлюсь на кадровом, финансовом обеспечении и плане, требуемых НКРС для выдачи лицензии.

Перечень документов, подтверждающих финансовые возможности осуществления деятельности в сфере телекоммуникаций:

1. Удостоверенная в установленном порядке копия аудиторского вывода о результатах хозяйственно-финансовой деятельности субъекта за предыдущий отчетный финансовый год.

2. Удостоверенная в установленном порядке копия баланса субъекта предпринимательской деятельности за предыдущий отчетный финансовый год (по форме № 1, код по ГКУД в соответствии с приказом Министерства финансов Украины от 31 марта 1999 года № 87 «Об утверждении Положений (стандартов) бухгалтерского учета», зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 21 июня 1999 года под № 391/3684).

3. Удостоверенная в установленном порядке копия банковской гарантии, предоставленной субъекту хозяйственной деятельности, или удостоверенная в установленном порядке копия инвестиционного договора (при наличии).

Документы, подтверждающие кадровое обеспечение осуществления деятельности в сфере телекоммуникаций:

1. Справка о количественном составе работников (в процентном соотношении по специальностям и категориям), которые работают на предприятии.

2. Справка о составе работников по категориям, которые непосредственно выполняют функции относительно предоставления услуг фиксированной телефонной связи.

Требования к планам образования и использования телекоммуникационной сети

Заявитель должен подробно изложить пути создания сетей, их эксплуатации и предоставления телекоммуникационных услуг фиксированной международной, междугородной, местной телефонной связи с правом технического обслуживания и эксплуатации телекоммуникационных сетей и предоставления в пользование каналов электросвязи, на которые подается заявление о выдаче лицензии.

А именно, ему предстоит:

1. Указать вид деятельности, подлежащей лицензированию, в соответствии с уставными документами предприятия для юридического лица.

2. Указать емкость создаваемой или емкость имеющейся сети телекоммуникаций, количество пользователей, которым могут быть предоставлены услуги.

3. Указать пункты установления оборудования — их адреса.

4. Приложить схему организации сети фиксированной телефонной связи и указать типы оборудования, которое планируется использовать на телекоммуникационных сетях общего пользования.

5. Изложить краткосрочные и долгосрочные планы развития сетей фиксированной телефонной связи:

— этапы и их особенности;

— запланированные затраты на оборудование, создание сети фиксированной телефонной связи, организационные расходы и другие.

6. Другие сведения относительно образования и использования телекоммуникационных сетей на усмотрение заявителя.

Все вышеупомянутые документы и планы подписываются руководителем предприятия, учреждения и скрепляются печатью.

Подчеркну, что, согласно статье 75 Закона, лица, виновные в нарушении законодательства о телекоммуникациях, привлекаются к гражданской, административной, уголовной ответственности в соответствии с законом. Прибыль, полученная оператором, провайдером телекоммуникаций в результате деятельности без уведомления НКРС и/или без лицензии, с нарушением установленных НКРС тарифов, изымается в судебном порядке и направляется в Государственный бюджет Украины.

Относительно проверки осуществления лицензионного вида деятельности без наличия лицензии налоговыми органами хотелось бы отметить следующее.

Согласно пункту 11 статьи 10 Закона Украины «О государственной налоговой службе на Украине», в функции налоговой инспекции включена подача судебных исков о взыскании в доход государства средств, полученных предприятиями без установленных законом оснований. И, согласно пункту 4 статьи 10 данного Закона, в функции налоговой инспекции также входит контроль за наличием лицензии.

Статья 12 Закона Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» гласит следующее: за осуществление хозяйственной деятельности без лицензии применяются финансовые санкции в виде штрафов в размерах, установленных законом. Решение о взыскании данных штрафов принимается органом, на который возложены функции контроля за наличием лицензии. В данном случае — это НКРС.

Правда, не стоит забывать о потенциальной возможности признания безлицензионных сделок недействительными с возвратом каждой из сторон всего полученного или с выплатой компенсации за предоставленные работы, услуги. Напрямую такая возможность преду­смотрена статьей 227 Гражданского кодекса Украины для безлицензионных сделок юридических лиц (См.: «Тактика обжалования, или Как выиграть налоговый спор», ИД «Фактор», ­г. Харьков, 2005 год).

Кроме того, для физических лиц, виновных в осуществлении безлицензионной деятельности, установлена административная (статья 164 КУоАП), уголовная (статья 202 УК Украины) ответственность.

Статья 164 КУоАП «Нарушение порядка ведения хозяйственной деятельности» гласит следующее: «Осуществление ­хозяйственной деятельности без государственной регистрации как субъекта хозяйствования или без получения лицензии на проведение определенного вида хозяйственной деятельности, подлежащей лицензированию согласно закону, или без получения разрешения, другого документа разрешительного характера, если его получение предусмотрено законом, — влечет за собой наложение штрафа от 20 до 40 не облагаемых налогами минимумов доходов граждан с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Действия, предусмотренные частью первой этой статьи, содеянные лицом, которое на протяжении года было подвергнуто административному взысканию за то же нарушение, — влекут за собой наложение штрафа от 30 до 60 не облагаемых налогами минимумов доходов граждан с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без такой.

Предоставление субъектом хозяйствования разрешительному органу или администратору недостоверной информации относительно соответствия материально-технической базы требованиям законодательства — влечет за собой наложение штрафа от 40 до 100 не облагаемых налогами минимумов доходов граждан».

Статья 202 УК Украины «Нарушение порядка занятия хозяйственной и банковской деятельностью» гласит: «1. Осуществление без государственной регистрации как субъекта предпринимательской деятельности, которая содержит признаки предпринимательской и подлежит лицензированию, или осуществление без получения лицензии видов хозяйственной деятельности, которые подлежат ­лицензированию согласно законодательству, или осуществление таких видов хозяйственной деятельности с нарушением условий лицензирования, если это было связано с получением дохода в крупных размерах, — наказывается штрафом от 100 до 250 не облагаемых налогами минимумов доходов граждан, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на тот же срок…

Примечание. Получение дохода в крупном размере имеет место, когда его сумма в тысячу и больше раз превышает не облагаемый налогами минимум доходов граждан».

Таким образом, изучив нормативную базу о телекоммуникациях и лицензионные условия, смело беритесь за удешевление телефонной связи путем предоставления услуг ІР-телефонии. Шаг за шагом оформив всю необходимую документацию!

КОТАШЕВСКАЯ Татьяна — юрис­консульт ООО «АС КАПИТАЛ МЕНЕДЖМЕНТ», г. Харьков

   


ЗАКОН УКРАЇНИ Про внесення змін до Закону України "Про ставки акцизного збору на спирт етиловий та алкогольні напої" Верховна Рада України постановляє: 1. Внести до Закону України "Про ставки акцизного збору на спирт етиловий та алкогольні напої" (Відомості Верховної Ради України, 1996, № 28, ст. 131 із змінами та доповненнями) такі зміни: 1) у статті 1 цифри та слова     “...

 ЗАКОН УКРАЇНИ Про державний земельний кадастр(Редакция законопроекта подготовленная к повторному второму чтению)Цей Закон установлює правові, економічні та організаційні основи діяльності у сфері державного земельного кадастру з метою інформаційного забезпечення управління земельними ресурсами та використання його відомостей. Розділ І. ЗАГАЛЬНІ ПОЛОЖЕННЯ Стаття 1. Визначення термінів У цьому Законі наведені ниж...

ДЕРЖАВНА ПОДАТКОВА АДМІНІСТРАЦІЯ УКРАЇНИ НАКАЗ від 10.02.2007 № 71 Зареєстровано в Міністерстві юстиції України 12 лютого 2007 р. за № 116/13383 Про затвердження Положення про Департамент контролю за виробництвом та обігом спирту, алкогольних напоїв і тютюнових виробів Державної податкової адміністрації України(ВИТЯГ) На виконання постанови Кабінету Міністрів України від 24.01.2007 № 58 «Про реорганізацію Департаменту з пита...