О врожденных дефектах и дешевых телефонах

  19:23   07-08-2006


Кривое ПО

Пожалуйста, помогите разобраться с проблемой. Купили телефон, на второй день выяснилось, что он неисправен - очень глючное ПО. Когда я пришел, чтобы забрать деньги, мне сказали, что необходимо провести экспертизу, которая продлится 20 дней. Этот срок уже прошел, но аппарат мне так и не вернули. Не отдали и деньги. Могу ли я теперь потребовать возврата потраченных средств? Надо отметить, что мобильник за время, прошедшее с его покупки, подорожал, теперь он стоит не 5390, а 6700 рублей. Какая сумма мне причитается?

Если вы поставили продавца в известность о своем желании вернуть деньги, потраченные на неисправный телефон, экспертиза должна была завершиться в течение десяти дней (статья 22 ЗоЗПП и Приказ МАП от 20.05.1998 #160). Поэтому сейчас вам просто обязаны выплатить сумму, соответствующую цене аппарата. При этом на основании пункта 4 статьи 24 ЗоЗПП вы можете требовать, чтобы вам выплатили сумму, в которую оценивается аппарат в настоящее время, то есть 6700, а не 5390 рублей. Чтобы владельцы магазина охотнее пошли на уступки, направьте письменное обращение в Роспотребнадзор (бывшая Госторгинспекция; mbm.ru/stuff.asp?ID=469#3).

Негарантийный ремонт

Пишу вам, потому что я попал в очень неприятную ситуацию. Дело было так: отдал я свой ЦФК в ремонт, там сказали, что устранение неполадок займет примерно месяц. Прошло уже полтора, а фотоаппарата не видать. Неоднократно звонил в сервисный центр: то мастер в отпуске, то аппарат, оказывается,
в Москве - там чинят. Ремонт не гарантийный, вот и интересно, имею ли я право по окончании ремонта потребовать компенсацию в размере 1% от стоимости камеры за каждый день просрочки? Что мне делать?

Если нарушен срок негарантийного ремонта, вы на основании пункта 5 статьи 28 ЗоЗПП можете требовать от ремонтной мастерской выплаты неустойки в размере 3% от стоимости ремонта за каждый день просрочки. Если же в квитанции не указано, за сколько дней центр обязался починить аппарат, вам следует потребовать от ремонтников внести в этот документ конкретную дату (это предусмотрено пунктом 1 статьи 27 ЗоЗПП).

Нечитаемые карты памяти

Все продавцы мультимедийных карт памяти отказываются менять устройства или возвращать деньги, если карта исправна, но ее не читает гаджет покупателя. Имеют ли они право так поступать и кто тогда должен отвечать?

Вряд ли такое поведение характерно для всех без исключения продавцов. Однако те, кто так поступает, не правы. Ненадлежащее качество товара - это не только его неисправность, но и непригодность для целей, для которых он обычно используется (пункт 2 статьи 4 ЗоЗПП). Поэтому, если флэшка не работает с фотоаппаратом, поддерживающим данный тип карт памяти, потребитель вправе предъявить продавцу одно из требований, предусмотренных пунктом 1 статьи 18 ЗоЗПП (замена товара или возврат денег). А чтобы еще больше обезопасить себя, при покупке следует сообщать продавцу марку и модель устройства, для которого вы приобретаете карту памяти. Тогда продавец будет обязан предоставить флэшку, совместимую с указанным устройством (пункт 3 статьи 4 ЗоЗПП).

Отдайте мой интернет!

Здравствуйте. Недавно я подключил интернет по выделенной линии. Месяц поработал, и меня отключили из-за обрыва кабеля, эту неполадку исправляли две недели (всего-то и дел было - скрутить провода в щитке!). Спустя еще неделю произошло повторное отключение линии по непонятной причине, операторы по-разному это объясняют. Связи нет пять дней. Обещали прислать мастеров, как в первый, так и во второй раз. Мы отпрашиваемся с работы, ждем, а нам звонят и говорят, что никто не придет, и решение проблемы откладывается. Мы теряем время, не получаем электронную почту и все то, на что рассчитывали, подключая интернет. Пожалуйста, скажите, как я могу повлиять на ситуацию. Потраченные деньги провайдер возвращать не отказывается, но меня волнует то, что я лишился связи. Письменный договор о предоставлении услуг не был заключен.

Если вы намерены продолжать сотрудничество с этой компанией, вам стоит передать ее представителю письменную претензию с требованием об устранении недостатков услуги. Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 30 ЗоЗПП, срок устранения недостатков устанавливается потребителем (но должен быть разумным). Претензия составляется в двух экземплярах: один передается провайдеру, а на другом представитель компании должен поставить дату получения, подпись и печать. Если ваше требование не будет выполнено в срок, обращайтесь в Роспотребнадзор и к мировому судье по месту вашего жительства.

Слишком дешевый телефон

Можно ли считать "аналогичным товаром" сотовый телефон, стоящий дешевле, чем тот, который я сдал в ремонт? Продавцы мотивируют свою позицию тем, что это товар, аналогичный по номенклатуре, то есть абонентская радиостанция стандарта GSM. Кто прав в этом случае, могу ли я требовать точно такой же телефон?

Непосредственно в законе данный вопрос не урегулирован. На практике клиенту обычно предоставляют модель более дешевую, чем та, которую он сдал в ремонт. Однако, по логике, в качестве замены следует выдавать аппарат, по характеристикам наиболее близкий к сданному в починку. Так, если у неисправного телефона есть фотокамера, то и у подменного товара она должна быть (то же самое касается Bluetooth, ИК-порта, поддержки GPRS и других важных для потребителя технологий, которыми оснащен его телефон). Иначе вряд ли такое устройство будет считаться "аналогичным" тому, которое было сдано в ремонт.

Пропал товарный чек

Недавно приобрел портативный МР3-плейер. При выдаче документов на устройство продавцы забыли положить в упаковку товарный чек, да я и сам не обратил на это внимания. Устройство сломалось, я отдал его в гарантийный ремонт (там принимают и без товарного чека). Позже выяснилось, что запчастей нет и не будет, поэтому нужно обращаться в магазин, в котором я приобрел технику, а там якобы обменяют плейер на новый. Но из-за отсутствия чека продавцы не принимают аппарат. Из документов остались гарантийный талон с печатью компании-дистрибьютора и выданное экспертом заключение о характере неисправности. Подскажите, пожалуйста, что мне нужно делать и куда обратиться.

Обращайтесь в суд (к мировому судье по месту жительства) с требованием о расторжении договора и возврате уплаченной за товар суммы. В исковом заявлении укажите на то, что у вас нет товарного чека. В этом нет ничего страшного, ведь, согласно абзацу 1 пункта 5 статьи 18 ЗоЗПП и статье 493 Гражданского кодекса РФ, факт покупки может быть удостоверен другими документами (в вашем случае - гарантийным талоном). К заявлению приложите копии гарантийного талона и заключения эксперта.

Странный кабель

Я недавно приобрела дата-кабель к сотовому телефону Sony Ericsson T68i. Что только не делали мои программисты, чтобы заставить мобильник работать в качестве модема для ПК. Не хочет. Сам телефон исправен, GPRS WAP поддерживает... Пришла в магазин, пожаловалась. Меня отправили в сервисный центр. Туда я добралась только дней через двадцать, и мне сказали, что гарантийный срок на аксессуары к телефонам составляет всего две недели. Следовательно, на проверку и починку кабель не взяли, заменить не заменили, а деньги не вернули. Зато заставили написать заявление в двух экземплярах и ждать ответа от юриста в течение десяти дней. Этот срок прошел, но ответа я так и не получила. Теперь вопросы.
1. Подлежит ли подобный товар сертификации?
2. Какой гарантийный срок у подобных товаров?
3. Разве продавец не должен выдать гарантийный талон?
4. Что дальше-то делать?

Согласно пункту 5 статьи 19 ЗоЗПП, если гарантийный срок на товар составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но не позже чем через два года после покупки, клиент вправе предъявить продавцу требования, предусмотренные пунктом 1 статьи 18 ЗоЗПП (в частности, о возврате уплаченной суммы), если докажет, что товар приобрел недостатки до передачи его потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. Другими словами, вам нужно получить от эксперта заключение о наличии заводского брака в кабеле и копию этого заключения вместе с письменной претензией передать продавцу. В претензии потребуйте также возмещения расходов на экспертизу (абзац 7 пункта 1 статьи 18 ЗоЗПП). Требование должно быть удовлетворено в десятидневный срок (статья 22 ЗоЗПП).

Наличие гарантийного талона не обязательно, так как возможна ситуация, в которой гарантийный срок вообще не устанавливается ни продавцом, ни изготовителем изделия. И тогда действует срок, установленный абзацем 2 пункта 1 статьи 19 ЗоЗПП, - два года. В этом случае для реализации своих прав вам достаточно иметь кассовый или товарный чек.

Что касается сертификации, то сведения о соответствии товара определенным стандартам продавец должен предоставлять покупателю при заключении договора купли-продажи на основании абзаца 2 пункта 2 статьи 10 ЗоЗПП. Непредоставление информации (равно как и инструкции на русском языке) само по себе является основанием для возврата уплаченной за товар суммы (пункт 1 статьи 12 ЗоЗПП). Однако, насколько мне известно, в отличие от адаптеров питания, зарядных устройств и аккумуляторов, дата-кабели к мобильным телефонам обязательной сертификации не подлежат.

Экспертиза затянулась

Вас беспокоит постоянный читатель всеми любимого журнала UPgrade. Недавно я купил в одном магазинчике модем D-Link 604. Дома выяснилось, что с этим модемом что-то не то… Например, оказалось, что невозможно зайти в настройки прибора. Я принес его обратно. Меня отправили в сервисный центр, а оттуда хотели послать еще дальше - в сервис-центр
D-Link, потому что у них нельзя установить, работоспособно это устройство или нет. Я на данное предложение не согласился, в итоге модем взяли на экспертизу. Срок ее проведения - семь дней (так мне сказали, да и в ЗоЗПП вроде написано).

На пятый день я позвонил туда и поинтересовался, как развивается ситуация. Мне сказали, что еще не проверили устройство и займутся им в ближайшее время. Попросили перезвонить на следующей неделе, а значит, девайс будет на экспертизе больше положенных по закону семи дней. Вот и возник у меня вопрос: могу ли я требовать возврата денег, не дожидаясь результатов этой экспертизы? Или только потом имеет смысл просить возмещения за просрочку (1% от стоимости устройства за каждый день), а также аналогичное устройство на период проведения экспертизы?

Насколько я понял, вы сдали модем в сервисный центр (СЦ), не предъявив никаких конкретных требований. Когда потребитель изначально не определил свои намерения (отремонтировать или заменить аппарат, вернуть деньги), продавец (или СЦ) не ограничен временными рамками. Сейчас вам стоит определиться с видом требования и передать соответствующую письменную претензию ремонтникам. Если вы выберете устранение недостатков, то в своей претензии потребуйте от СЦ выдать вам квитанцию с указанием сроков окончания ремонта (пункт 1 статьи 20 ЗоЗПП). Если вы желаете заменить неисправный девайс, ваше желание должно быть удовлетворено в течение тридцати дней (абзац 2 пункта 1 статьи 21 ЗоЗПП).

А если вы захотите вернуть уплаченную сумму, в претензии следует потребовать от СЦ выдать вам заключение о неисправности модема и вернуть само устройство (абзац 2 пункта 5 статьи 18 ЗоЗПП). И дальше, имея на руках копию заключения ремонтников и письменное требование о возврате уплаченной суммы, следует разбираться с продавцом. Деньги должны быть выданы вам в течение десяти дней (статья 22 ЗоЗПП). Как вы, наверное, понимаете, последние два варианта будут возможны, только если к моменту предъявления претензии СЦ не отремонтирует модем.

Трения с продавцом

У меня возникли трения с одной компанией... Вот сижу, читаю ЗоЗПП. И созрел у меня такой вопрос: а что понимается под выражением "двадцать дней"? Это двадцать календарных или двадцать рабочих дней? Просто в договоре с сервисным центром написано, что ремонт товара они выполняют за двадцать рабочих дней. Это нормально?

Это нормально. Все сроки, о которых идет речь в ЗоЗПП, исчисляются в рабочих днях. Выходные и праздники не в счет.

 


ЗАКОН УКРАЇНИ Про внесення змін до Закону України "Про ставки акцизного збору на спирт етиловий та алкогольні напої" Верховна Рада України постановляє: 1. Внести до Закону України "Про ставки акцизного збору на спирт етиловий та алкогольні напої" (Відомості Верховної Ради України, 1996, № 28, ст. 131 із змінами та доповненнями) такі зміни: 1) у статті 1 цифри та слова     “...

 ЗАКОН УКРАЇНИ Про державний земельний кадастр(Редакция законопроекта подготовленная к повторному второму чтению)Цей Закон установлює правові, економічні та організаційні основи діяльності у сфері державного земельного кадастру з метою інформаційного забезпечення управління земельними ресурсами та використання його відомостей. Розділ І. ЗАГАЛЬНІ ПОЛОЖЕННЯ Стаття 1. Визначення термінів У цьому Законі наведені ниж...

ДЕРЖАВНА ПОДАТКОВА АДМІНІСТРАЦІЯ УКРАЇНИ НАКАЗ від 10.02.2007 № 71 Зареєстровано в Міністерстві юстиції України 12 лютого 2007 р. за № 116/13383 Про затвердження Положення про Департамент контролю за виробництвом та обігом спирту, алкогольних напоїв і тютюнових виробів Державної податкової адміністрації України(ВИТЯГ) На виконання постанови Кабінету Міністрів України від 24.01.2007 № 58 «Про реорганізацію Департаменту з пита...