ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ

  17:22   01-11-2006

Владимир ИВАЩЕНКО

Специально для «Юридической практики»

Значение института коммерческой тайны для цивилизованных деловых отношений трудно переоценить. В странах с отлаженным механизмом правового регулирования бизнеса он разработан теоретически и практически. На Украине же институт коммерческой тайны пока находится в стадии становления. Для оте­чественного законодательства разработка этой темы актуальна как никогда. Данная проблема существует не только и не столько в высоких сферах государственных отношений, сколько в обычной, повседневной жизни украинского бизнеса. Отсутствие достаточного правового регулирования отрицательно сказывается на динамике развития частного сектора экономики, снижая, например, приток инвестиций.

Трудности обеспечения защиты коммерческой тайны субъектов хозяйствования на Украине обусловлены рядом причин.

Прежде всего необходимо отметить, что уровень законодательной защиты такого рода информации не очень высок и оставляет желать лучшего. Следующими, не менее вескими причинами являются: отсутствие обобщенной практики расследования преступных нарушений данного вида; отсутствие специалистов, которые могли бы успешно расследовать подобные преступления, квалифицированных специа­листов в области определения сведений, составляющих коммерческую тайну того или иного предприятия и их классификации, и другие причины. При обращении за судебной защитой заявителю необходимо прежде всего доказать факт нарушения режима секретности коммерческой информации и последствия этого нарушения. Здесь и начинаются проблемы, поскольку в действующем Уголовном кодексе (УК) Украины в законодательном порядке не регламентирован размер значительного материального ущерба, являющийся обязательным признаком объективной стороны преступления, предусмотренного статьей 231 УК Украины, что делает ее фактически неприменимой на практике.

Вышеизложенные причины ведут к необходимости разработки превентивных мер обеспечения защищенности подобного рода сведений, которые не выходили бы за рамки закона и обеспечивали бы сохранность коммерческих секретов предприятия.

На страницах «Юридической практики» затрагивался вопрос о благоприятном влиянии принятия специального закона о коммерческой тайне на состояние защищенности такого рода сведений, поскольку, во-первых, коммерческая информация будет надлежащим образом законодательно защищена, а во-вторых, будут установлены критерии, по которым информация сможет признаваться коммерческой тайной, и этим будут защищены права контрагентов (См. Гончар И. Анализ правового статуса института коммерческой тайны в аспекте его реформирования // «ЮП», № 40 (406) от 3 октября 2005 года). Данное мнение не вызывает возражений, но, тем не менее, большинство развитых стран мира (среди них Великобритания, Австралия, Франция, Германия, Австрия, Италия, Япония, Китай) не имеют специализированных нормативных актов в этой сфере; скорее исключением является наличие Федерального закона о торговых секретах в США, и то — необходимость принятия такого нормативного акта здесь обусловлена большой самостоятельностью штатов в области законодательной деятельности, а модельный федеральный закон, в свою очередь, обеспечивает единство правового регулирования отношений, связанных с торговыми секретами. Основная доля внимания в сфере регулирования режима обес­печения секретности коммерческой тайны в вышеназванных странах уделяется подробной правовой регламентации отношений «работник-работодатель». В частности, в Великобритании отношения, связанные с коммерческой тайной, регулируются преимущественно договорами между работником и работодателем; в рамках же гражданско-правовых отношений применяются «соглашения относительно конфиденциальности» между контрагентами; в законодательстве Германии установлена обязанность работника по неразглашению коммерческой тайны после прекращения трудовых отношений; в Италии распространено регулирование данного вопроса в рамках трудового контракта, к тому же закон устанавливает запрет для работника конкурировать с работодателем, передавать или разглашать коммерческую тайну, если это может повредить предприятию; в Японии бизнес менее всего подвержен убыткам от распространения коммерческой информации, что связано с наличием системы «пожизненного найма» и воспитанием у работников личной преданности делу.

Действующее законодательство Ук­раины не ограничивает возможность включения условия о сохранении коммерческой тайны в трудовой договор. Однако и в этом случае остаются неразрешенными вопросы по поводу последствий незаконных действий работников относительно коммерческой тайны; вида ответственности за действия такого рода, в частности, материальной ответственности работника, и другие вопросы. В общем, все вышеприведенные аргументы свидетельствуют о необходимости дополнительного урегулирования в рамках норм трудового законодательства Украины положений о коммерческой тайне (См. Постульга В. Сохранение коммерческой тайны в трудовых отношениях // «ЮП», № 24 (286) от 17 июня 2003 года).

Подводя итоги, следует отметить, что в современных условиях обеспечить сохранность коммерческих секретов под силу лишь самому их собственнику. Тем не менее просчеты в политике информационной безопасности субъектов хозяйственной деятельности очень распространены. Руководители обычно пытаются быстро закрыть дело, чтобы избежать разглашения информации и не ставить под удар свою репутацию. Необходимо помнить, что в компаниях, где нет серьезного отношения к угрозам безопасности, реализация таких угроз закономерна.

Для создания системы противодействия незаконному сбору, использованию и разглашению коммерческой тайны необходимо знание большинства из перечня возможных путей ее получения. Это поможет выработке наиболее эффективной системы мер предупреждения утечки сведений такого рода и определению четкого плана действий в случае наличия признаков несанкционированного их распространения.

В современных условиях добыванием сведений, составляющих коммерческую тайну относительно субъектов хозяйственной деятельности, в частнос­ти украинских, могут заниматься: зарубежные разведывательные организации, государственные и частные предприятия, банки, учреждения; отечественные фирмы-конкуренты; аудиторские, консалтинговые компании; подразделения безопасности предприятий и другие лица. Наиболее негативная ситуация для субъекта хозяйственной деятельности складывается тогда, когда к утечке информации причастны его же работники. Именно «свой» работник может «незаметно» воровать служебные документы, снимать с них неучтенные копии, добывать черновики документов, образцы новой продукции и, наконец, устанавливать разного рода технические устройства для получения конфиденциальной информации.

Учитывая сложности процесса определения, выделения и классификации данных, составляющих коммерческую тайну субъекта хозяйственной деятельности, необходимо отметить, что обычно предметом посягательств являются документы, записи, отчеты, протоколы, схемы, чертежи, материалы, образцы, модели, инструменты, вещества а также другие источники информации, содержащие коммерческую тайну и принадлежащие предприятию в виде неоформленных или неполных патентов, формул, технических проектов «ноу-хау», результатов научных исследований, программных продуктов, а также калькуляций расходов производства, структуры цены, контрактов, данных о поставщиках, клиентах, сведений о конфиденциальных деловых переговорах, обзоров рынка, инвестиций и данных, составляющих коммерческий интерес; идеи, изобретения, открытия; отдельные формулы; новые технические проекты; новые методы организации работы и производства; программное обеспечение; результаты научных исследований; точные значения конструкционных характеристик изделий и оптимальных параметров разрабатываемых технологических процессов (размеры, объемы, конфигурация, процентное содержание компонентов, температура, давление и т. д.); данные о материалах, из которых изготовлены отдельные детали; условия экспериментов, оборудование, на котором они проводились, отдельные новые либо уникальные измерительные комплексы, инструменты, станки и оборудование, которое используется на предприятии; данные делового характера, в частности, о заключенных или запланированных контрактах, о поставщиках и клиентах, обзоры рынков, маркетинговые исследования, информация о конфиденциальных переговорах и другие сведения.

Что касается способов получения информации о конкурентах, то в современных условиях наиболее распространены прослушивание телефонных переговоров; хищение документов, содержащих коммерческую тайну, либо их копирование; дистанционное звуковое прослушивание; подкуп должностных лиц; прямой доступ к компьютерным банкам данных; копирование носителей информации; расшифровывание радиоизлучения компьютеров, факсов, телетайпов; визуальный контроль помещений (через окна); слуховой контроль через резонирующие перегородки, стекла, стены, батареи центрального отопления; установка микропередатчиков в помещениях и автомобилях; индуктивная съемка информации с любых неэкранированных проводников в помещении (линии связи, электропитание, сигнализация); завоевание доверия родственников, друзей и детей «объекта» наблюдения.

Не лишним будет также сказать, что информация, составляющая коммерческую тайну, добывается не только с помощью технических средств, а и путем проведения оперативной работы. В условиях, когда на предприятии меры обеспечения безопасности отсутствуют, такой способ является более эффективным, к тому же, простым и относительно дешевым.

В процессе разработки мер по защите коммерческих секретов субъекта хозяйственной деятельности необходимо, прежде всего, экономически обосновать рациональность засекречивания той или иной информации. Для надежной защиты коммерческих секретов нужно также четко представлять систему распространения таких данных. Наиболее часто каналы потери информации появляются там, где не регламентирован порядок доступа к ней, и, таким образом, создается реальная возможность для посторонних лиц получать конфиденциальную информацию из деловой переписки, служебных телефонных переговоров, неуч­тенных копий документов.

Причинами и условиями, способствующими утечке коммерческой тайны, также являются: ненадлежащая организация деятельности линии конфиденциального производства предприятия, недостаточное обеспечение средствами технической защиты конфиденциальных материалов (сейфами, устройствами для уничтожения документов, средствами доставки), чрезмерная интенсификация работы; недоработки, связанные с подбором и обучением кадров и воспитательной работой, что может проявляться в применении труда не пригодных по состоянию здоровья или психофизиологическим особенностям лиц в сфере обеспечения защиты конфиденциальных материалов предприятия; неблагоприятной обстановке в коллективе; отсутствии надлежащего контроля за исполнением правил конфиденциального делопроизводства; плохо налаженная организация работы других служб и ведомств, мешающая исполнению правил конфиденциального делопроизводства; низкий уровень результативности деятельности ведомственных комиссий, проводящих расследования по фактам потери документов; слабая профилактическая работа по выявлению лиц, склонных к краже таких документов, и другие причины.

Результатами проявления распространения информации, составляющей коммерческую тайну, является неожиданный переход высококвалифицированного специалиста к конкурентам, предложение неизвестной организации заключить договор на условиях, о которых новые партнеры не должны были знать; потеря документов, содержащих важную информацию; появление на рынке аналогов продукции, секрет производства которой знает лишь производитель.

Обычно представители субъекта хозяйственной деятельности узнают о распространении информации по косвенным признакам. Это может быть снижение доходов фирмы на общем стабильном фоне экономического положения в стране и данного вида бизнеса или неожиданное усиление позиций конкурента; изменение отношения со стороны контрагентов и конкурентов или иных лиц, в контактах с которыми заинтересовано предприятие. Могут срываться договоренности с посредниками либо поставщиками; банки отказываются предоставлять кредиты, хотя для этого видимых причин нет.

Для обеспечения защиты коммерческих секретов предприятия прежде всего необходимо сформировать команду, ответственную за выполнение программы защиты коммерческой тайны субъекта хозяйственной деятельности; определить, какова реальность распространения такой информации. Потом следует разработать элементы системы защиты данных такого рода: порядок определения информации, содержащей коммерческую тайну, и сроки ее действия (следует сказать, что единого правила для обозначения грифа ограничения доступа к документу, содержащему коммерческую тайну, не существует – таким грифом может быть «коммерческая тайна», «конфиденциально», «секрет предприятия (фирмы)», «тайна компании» и т.д.; ограничительный гриф не является грифом секретности, а лишь показывает, что право собственности на данную информацию охраняется законодательством; сроки действия коммерческой тайны, содержащийся в документе, определяются в каждом конкретном случае исполнителем либо лицом, подписавшим документ); систему допуска сотрудников, подрядчиков и частных лиц к данным, составляющим коммерческую тайну; порядок работы с документами с грифом «КТ»; систему мер по обеспечению сохранности документов, дел и изданий с грифом «КТ»; регламентировать обязанности лиц, допущенных к сведениям, имеющим конфиденциальный интерес и коммерческую ценность; принципы организации и осуществления контроля по обеспечению режима во время работы с такими данными; определение надежных мест для хранения наиболее важных сведений предприятия.

Организация мероприятий по поводу работы с сотрудниками предусматривает осуществление следующих действий: проведение собеседования во время приема на работу (при этом заключается договор о выполнении требований защиты коммерческих секретов); ознакомление с правилами и процедурами работы с конфиденциальной информацией; обу­чение сотрудников правилам и процедурам работы с коммерческой информацией в соответствии с их должностными обязанностями; систематический конт­роль за соблюдением требований защиты коммерческой тайны; проведение собеседований с теми, кто увольняется, главной целью которых является избежание утечки информации или неправомерному ее использованию.

Для противодействия конкурирующим субъектам хозяйственной деятельности и преступным формированиям также необходимо определить порядок проведения деловых переговоров по телефону; «узаконить» перечень лиц, допущенных к тем или иным внутрифирменным секретам; запретить служащим вести переговоры с домашних телефонов. Для передачи материалов, содержащих коммерческую тайну, желательно использовать только надежные каналы связи.

Чрезвычайно важными являются мероприятия, связанные с организацией и проведением закрытых совещаний, (переговоров) и методы их защиты, поскольку они обычно вызывают интерес со стороны конкурентов, которые пытаются максимально использовать проведение таких мероприятий в целях получения важной информации. Помещения для переговоров должны подбираться таким образом, чтобы они находились на первом или последнем этажах и размещались между теми помещениями, которые контролируются службой безо­пасности предприятия. Заблаговременно должно производиться ознакомление с объектом охраны, установление взаимодействия с правоохранительными органами на период проведения мероприятий, установление пропускного режима в целях предупреждения возможности доставки на объект оружия, взрывчатых, наркотических веществ, тяжелых предметов; контроль и поддержание порядка в смежных помещениях и на территории, граничащей с местом проведения соответствующих мероприятий; проверка связи на территории объекта с целью определения так называемых «мертвых зон» и т. д.

Сотрудники службы охраны либо подразделения безопасности предприятия должны точно выполнять свои обязанности. При этом особенно пристальное внимание должно уделяться вопросам прибытия участников мероприятия, которые опоздали, и, возможно, рассчитывают на слабый пропускной режим после начала совещания (переговоров); обязательного осмотра содержимого портфелей и сумок (осмотру также подлежат автомобили, которые находятся на охраняемой территории – это особенно важно в целях предупреждения проникновения посторонних лиц на охраняемый объект и предотвращения случаев заминирования автотранспорта участников подобных мероприятий); охраны верхней одежды и личных вещей участников переговоров в целях предотвращения ее кражи и установления подслушивающих устройств; под окнами помещения переговоров не должно быть автомобилей, в которых находится аппаратура, позволяющая снимать информацию с подслушивающих устройств; во время проведения совещаний (переговоров) в целях сохранения коммерческой тайны вся секретная для субъекта хозяйственной деятельности информация подается в письменном виде и ее обсуждение должно совершаться при помощи условных словесных выражений и специальных ссылок, согласованных заранее.

Подводя итоги, следует отметить, что вышеописанные мероприятия помогут собственникам коммерческой тайны ­обеспечить надлежащий уровень ее защиты и предупредить незаконный сбор, использование и разглашение коммерческих секретов субъекта хозяйственной деятельности. Необходимо также и совершенствование законодательства Украины о защите коммерческой тайны. Эволюция украинского законодательства в соответствии с международно-правовыми стандартами и опытом развитых стран в области регулирования подобного рода отношений является важным фактором обеспечения прав и законных интересов национальных субъектов, создания условий для нормальной экономической конкуренции, а также интеграции Украины в мировые экономико-политические процессы.

ИВАЩЕНКО Владимир — магистр права, г. Киев

   


ЗАКОН УКРАЇНИ Про внесення змін до Закону України "Про ставки акцизного збору на спирт етиловий та алкогольні напої" Верховна Рада України постановляє: 1. Внести до Закону України "Про ставки акцизного збору на спирт етиловий та алкогольні напої" (Відомості Верховної Ради України, 1996, № 28, ст. 131 із змінами та доповненнями) такі зміни: 1) у статті 1 цифри та слова     “...

 ЗАКОН УКРАЇНИ Про державний земельний кадастр(Редакция законопроекта подготовленная к повторному второму чтению)Цей Закон установлює правові, економічні та організаційні основи діяльності у сфері державного земельного кадастру з метою інформаційного забезпечення управління земельними ресурсами та використання його відомостей. Розділ І. ЗАГАЛЬНІ ПОЛОЖЕННЯ Стаття 1. Визначення термінів У цьому Законі наведені ниж...

ДЕРЖАВНА ПОДАТКОВА АДМІНІСТРАЦІЯ УКРАЇНИ НАКАЗ від 10.02.2007 № 71 Зареєстровано в Міністерстві юстиції України 12 лютого 2007 р. за № 116/13383 Про затвердження Положення про Департамент контролю за виробництвом та обігом спирту, алкогольних напоїв і тютюнових виробів Державної податкової адміністрації України(ВИТЯГ) На виконання постанови Кабінету Міністрів України від 24.01.2007 № 58 «Про реорганізацію Департаменту з пита...