Кабинет министров Украины принял решение защитить государственные активы от размытия вследствие допэмиссий. Однако подобный шаг был сделан достаточно спорным образом.
Правительство приняло постановление №797 от 6 июня, которым утвердил порядок принятия решения о проведении дополнительных эмиссий акций, их выкупе государством или внесении дополнительных взносов в уставные капиталы хозяйственных обществ, в которых государству принадлежат корпоративные права. Причиной появления такого постановления, очевидно, является попытка правительства предотвратить случаи проведения допэмиссий, целью которых ставится размытие государственного пакета акций предприятий. Такие действия обычно позволяли изменить собственника предприятия, как это в свое время замышлялось на Одессаоблэнерго, ИнГОКе и «Запорожстали».
Согласно постановлению Кабмина, субъект, уполномоченный управлять корпоративными правами государства, в недельный срок после получения сообщения о собрании акционеров, на которых планируется рассмотреть вопрос об увеличении уставного капитала, подает Министерству экономики, Министерству финансов, Министерству юстиции, Фонду госимущества и профильному министерству предложения по целесообразности проведения допэмиссии акций, выкупа этих акций или внесения дополнительных вкладов и соответствующий проект распоряжения Кабмина. Таким образом, данное постановление переводит процесс проведения допэмиссий на предприятиях с корпоративной долей государства из компетенции ФГИ в солидарную компетенцию Кабмина. При этом для получения разрешения на допэмиссию необходимо приложить бизнес-план развития хозобщества, финансовую отчетность за последние 2 года, справку о фактических объемах дивидендов, перечисленных в госбюджет за последние 3 года и ожидаемый объем дивидендов после проведения допэмиссии. Это, вероятнее всего направлено как на ужесточение процедуры проведения допэмиссии, так и на предотвращение проведения допэмиссий на прибыльных предприятиях.
Заинтересованные госорганы рассматривают предложения и в недельный срок дают вывод о целесообразности проведения допэмиссии акций, выкупа этих акций или внесении дополнительных вкладов и согласовывают соответствующий проект распоряжения Кабмина.
Постановление Кабминета министров предусматривает и разделение полномочий органов исполнительной власти в выдачи заключения о разрешении проведения допэмисии. Так, если на Минэкономики возложена экспертиза экономической эффективности проведения допэмиссии акций, выкупа этих акций или внесении дополнительных вкладов, то Минфин определяет возможность выкупа государством за счет бюджетных средств акций допэмиссии или внесении дополнительных вкладов и объеме необходимых для этого средств. На ФГИ возложена обязанность подачи согласованной с Минэкономики информации о конъюнктуре рынка и потенциальных покупателях госпакета акций в случае его продажи.
Таким образом, очевидно, что постановление правительства существенно ограничивает полномочия Фонда госимущества, который теперь не сможет в единоличном порядке давать разрешение на проведение дополнительных эмиссий акций. Более того, распоряжение Кабмина является основанием для голосования представителя государства на общем собрании акционеров хозобщества, чем фактически нивелируется роль ФГИУ в процессе управления госактивами. Это может свидетельствовать, учитывая представителя СПУ на должности главы ФГИ, о дальнейшем снижении роли социалистов в правительстве, и последовательных шагах «регионалов» в аккумулировании всех экономических рычагов и возможностей «под себя».
Однако наиболее интересно, что данное постановление несколько расходится с нормами законов Украины «О приватизации государственного имущества» и «О хозяйственных обществах», поскольку вводят новые дополнительные условиях и требования к проведению допэмиссий на предприятиях. С точки зрения законности, Кабмин должен был бы внести в парламент соответствующий законопроект с изменениями в действующее законодательство. Однако после принятия постановления Кабмин поручил министерствам и ведомствам в двухмесячный срок принять нормативно-правовые акты, необходимые для выполнения этого постановления, что само по себе достаточно странно, поскольку все же требует участия Верховной Рады. Такой подход свидетельствует о том, что принимая данное постановление, Кабинет министров Украины преследует больше политические цели, чем защиту государственных интересов.