Положение об общественной аккредитации программ МВА Российской ассоциацией бизнес-образования.

  3:56   26-06-2007

Российская ассоциация бизнес-образования (РАБО) является добровольным независимым профессиональным объединением образовательных организаций в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для осуществления хозяйственной деятельности и управления в условиях рыночной экономики России.

Главной целью РАБО является всемерное содействие формированию эффективной системы бизнес-образования в России, способной обеспечить отечественных потребителей современными услугами профессиональной подготовки кадров.

Членами РАБО являются образовательные учреждения различных организационно-правовых форм, а также предприятия и организации, являющиеся потребителями бизнес-образования, другие организации и их объединения, активно работающие в сфере бизнес-образования, включая иностранных членов.

Функция общественной аккредитации РАБО учреждается в соответствии с Законом об образовании и направлена на обеспечение высокого качества программ подготовки и переподготовки профессиональных управляющих в России.

Общественная аккредитация РАБО дополняет государственную аккредитацию образовательных программ в области экономики и управления и по своим критериям и принципам соответствует российским законодательным и нормативным актам, действующим в сфере образования. Она согласуется с российскими традициями и передовой практикой осуществления программ подготовки профессиональных управляющих.

Общественная аккредитация РАБО ориентируется на международные стандарты, процедуры и практику аккредитации, согласуемые в рамках межстранового проекта EQUAL, и может рассматриваться как подготовительный этап для получения российскими программами международной аккредитации.

I. Объект аккредитации

I.1. Объектом аккредитации являются программы подготовки профессиональных менеджеров, которые в мировой практике относятся к типу программ Магистров делового администрирования (Master of Business Administration, MBA) или аналогичные им программы специализированных магистров (Specialized Masters), Магистров для руководителей, занимающих ответственные управленческие должности (Executive MBA) и т.п. В дальнейшем в собирательном смысле употребляется термин "программа МВА", если иное не оговаривается по тексту.

I.2. Программы МВА по российскому законодательству относятся к высшей ступени дополнительного профессионального образования и предусматривают получение второй профессии (профессиональная переподготовка) в области управления лицами, имеющими законченное высшее образование по любой специальности, а также опыт практической работы.

II. Главные цели аккредитации

II.1. Содействовать становлению, развитию и признанию программ МВА в России как эффективной формы подготовки профессиональных управляющих для рыночной экономики.

II.2. Содействовать соответствию российских программ МВА международным стандартам.

II.3. Защитить интересы потребителей образовательных услуг.

II.4. Способствовать повышению научно-методического и организационного уровня работы российских учебных заведений и их приспособлению к новым требованиям рынка бизнес-образования в меняющихся условиях.

II.5. Поощрять инновации и поиск новых форм и методов подготовки профессиональных управляющих в России с учетом разнообразия целей и задач отдельных учебных заведений и специфики местных условий, обеспечивая при этом высокопрофессиональный уровень их деятельности, продуктивность вклада в развитие делового и академического сообщества, а также в международное сотрудничество.

II.6. Создать условия и предпосылки для получения российскими образовательными учреждениями и программами МВА аккредитации за рубежом в аккредитационных органах, имеющих соответствующие полномочия и высокую международную репутацию.

III. Статус аккредитуемой программы

III.1. К аккредитации принимаются программы МВА, имеющие самостоятельное название, осуществляемые на постоянной основе и организационно обособленные в деятельности образовательного учреждения.

III.2. Высшие учебные заведения, их факультеты, структурные подразделения, школы бизнеса, и другие институты, представляющие программу МВА к аккредитации, должны иметь лицензию на осуществление образовательный деятельности в области профессиональной переподготовки кадров по управлению (собственную или материнской организации) и работать по ней не менее 3-х лет.

III.3. Аккредитуемая программа МВА должна иметь, как минимум, два выпуска студентов, окончивших программу, или являться модификацией программы такого рода, положенной в ее основу.

III.4. Программа может быть представлена к аккредитации отдельным учебным заведением любой организационно-правовой формы, а также консорциумом учебных заведений (совместные программы МВА ) при наличии утвержденного положения о программе и договора о ее осуществлении на совместной основе.

III.5. Программы МВА, представляемые к аккредитации РАБО, могут осуществляться с участием зарубежных партнеров, по которым должны быть представлены сведения, подтверждающие их высокий научный и профессиональный уровень, соответствующий требованиям участия в подготовке кадров по программам МВА.

III.6. К аккредитации принимаются собственно программы МВА по общему менеджменту и специализированные магистерские программы (по функциям, типам предприятий, категориям слушателей и т.п.) в формах очного обучения, очно-заочного (вечернего и модульного) обучения, а также дистанционного (заочного) обучения.

III.7. Должна быть обеспечена самостоятельность учебного заведения в принятии решений по содержанию и формам реализации аккредитуемой программы, достаточная для ее изменения и совершенствования в требуемом объеме в случае необходимости.

III.8. Программа, представляемая к аккредитации, должна иметь утвержденную учебным заведением документацию по программе, фиксирующую ее статус, основные характеристики по содержанию и учебно-тематическим планам, а также утвержденную процедуру принятия и оценки программы МВА и их постоянного совершенствования. IV. Критерии аккредитации

IV.1. Миссия, цели, потребители программы.

IV.1.1. Учебное заведение должно иметь четко сформулированную, доведенную до широкой публики и регулярно уточняемую и обновляемую общую миссию, отражающую специфику его образовательной деятельности, ее конечные результаты для потребителей образовательных услуг и общества.

IV.1.2. Учебное заведение должно сформулировать миссию аккредитуемой программы в увязке со своей общей миссией, что должно ясно определять специфику данной программы, характеристики групп ее слушателей и получаемые ими от обучения конечные результаты, а также другие общие целевые установки по данной программе.

IV.1.3. Учебное заведение должно определить характер и объем своей деятельности по обучению слушателей, проведению научных исследований и разработок, предоставлению консультационных, деловых и прочих услуг и, в этой связи, конкретные целевые установки деятельности в рамках аккредитуемой программы.

IV.1.4. Практическая деятельность учебного заведения при реализации программы должна соответствовать объявленной цели, действующему законодательству, этическим стандартам, а также высоким принципам и традициям развития науки и образования в интересах прогресса российского общества и удовлетворения потребностей его граждан.

IV.1.5. Учебное заведение должно иметь процедуры, обеспечивающие действенное влияние делового сообщества российского бизнеса на содержание программы МВА, и проводить на регулярной основе оценку программы ее потребителями, включая слушателей, выпускников и работодателей, иметь от них обратную связь. Оно должно осуществлять анализ данной программы с точки зрения ее сопоставления с отечественными и зарубежными аналогами и оценивать ее конкурентоспособность на рынке образовательных услуг.

IV.2. Слушатели

IV.2.1. По аккредитуемой программе должны быть сформулированы и заранее опубликованы требования к абитуриентам, поступающим на программу, которые должны строго выполняться. На аккредитуемые программы МВА должны приниматься, как правило, лица, имеющие законченное высшее образование по любой специальности и, как правило, опыт практической работы.

IV.2.2. При приеме на программу в обязательном порядке проводится конкурсный отбор, учебное заведение самостоятельно определяет содержание и процедуру вступительных экзаменов, тестов или собеседований по программе в соответствии с объявленной миссией программ.

IV.2.3. Количество обучающихся на каждом потоке по аккредитуемой программе МВА не может быть менее 25 человек, обучение в малых группах (до 15 человек) должно составлять высокий удельный вес в общем объеме занятий.

IV.2.4. Должно быть гарантировано право слушателя на получение информации о правилах приема, содержании и организации обучения по программе до начала конкурсных испытаний, а также каждого учебного семестра в объеме, позволяющем составить обоснованные суждения по существу возникающих вопросов, а также провести необходимую подготовку.

IV.2.5. Должны быть документально оформлены и доведены до слушателей их обязанности, а также их гарантированные права. Не допускается дискриминация прав отдельных лиц или групп обучающихся по каким-либо социальным, этническим или иным подобным признакам.

IV.2.6. Слушатели должны иметь возможность оценивать содержание и уровень организации учебного процесса и работы отдельных преподавателей с регулярностью и детальностью, позволяющей производить своевременный анализ и вносить коррективы в учебный процесс. По итогам обучения по каждому выпуску должна осуществляться детализированная оценка слушателями программы МВА в целом, соответствующие формы, обобщенные данные и оценки включаются в число документов, предъявляемых на аккредитации.

IV.2.7. Программа должна иметь своей конечной целью улучшение перспектив трудоустройства выпускников и предусматривать меры по содействию в трудоустройстве для всех желающих.

IV.3. Профессорско-преподавательский состав

IV.3.1. Учебное заведение должно быть укомплектовано квалифицированным профессорско-преподавательским составом, способным обеспечить обучение по программе, соответствующей ее миссии. Оно должно представить документально оформленные и утвержденные планы своего обеспечения преподавателями, а также процедуру их отбора, найма, оценки и аттестации с выделением разделов, относящихся к аккредитуемой программе.

IV.3.2. Не менее 50% преподавателей, участвующих в осуществлении программы(по их численности и по объему часов проводимых ими занятий), должны иметь ученую степень докторов или кандидатов наук (исключая из расчета преподавателей иностранного языка) и стаж научно-преподавательской работы не менее 5 лет.

IV.3.3. Базовые курсы по программе должны читаться, как правило, штатными преподавателями при этом как минимум 5 из них должны читать курсы (за исключением иностранного языка) длительностью свыше 40 академических часов (допускается суммирование курсов по взаимосвязанной тематике, которые читает один и тот же преподаватель).

IV.3.4. В учебном заведении должна существовать постоянно действующая система научно-методической оценки учебных курсов, контроля за уровнем преподавания и регулярной аттестации преподавателей, участвующих в работе по программе.

IV.3.5. Учебное заведение должно иметь утвержденные им планы повышения квалификации преподавателей и обеспечивать их выполнение, отдельные сведения представляются по преподавателям, участвующим в аккредитуемой программе МВА.

IV. 4. Содержание программы.

IV.4.1. Программа МВА должна обеспечивать подготовку профессиональных менеджеров общего профиля, охватывая все основные аспекты управления деловым предприятием (как внешние, так и внутренние) в достаточном объеме и во взаимной увязке. Общая длительность программы МВА для очной формы обучения - не менее 1 года, для вечерней и очно-заочной срок обучения - не менее 1,5 лет.

IV.4.2. В программах специализированных магистров - Spesialized Masters, (в области финансов, маркетинга, управления персоналом, управления производством, в агробизнесе, управлении гостиничным хозяйством и т.п.) допускается, в отличие от программ МВА общего профиля, исключение из учебного плана дисциплин, которые касаются важных аспектов управления предприятием или его внешней среды, но не имеют непосредственного отношения к области специализации, предусмотренной программой. Общая длительность программы специализированных магистров для очной формы обучения - не менее 10 месяцев, а очно-заочной - не менее 15 месяцев. Длительность академических занятий (суммарное число часов по дисциплинам, предусмотренным пп.

IV.4.3.1. -

IV.4.3.4.) по магистерской программе любого типа не может быть менее 500 академических часов.

IV.4.3. Состав дисциплин по программе МВА должен соответствовать достижению ее миссии и обеспечивать, наряду с изучением специальных вопросов, комплексное интегрированное рассмотрение проблем управления деловым предприятием. В качестве типовых требований к содержанию программ МВА устанавливается следующий перечень циклов дисциплин.

IV.4.3.1. Понимание среды бизнеса в ее национальных и международных аспектах , включая экономические, правовые и институциональные условия хозяйственной деятельности, а также социальные, этические и экологические проблемы бизнеса.

IV.4.3.2. Научные основы бизнеса, в том числе:

  • основы экономической теории (макро- и микроэкономики)
  • финансы и бухгалтерский учет (эккаунтинг для менеджеров);
  • управление производством (операциями);
  • маркетинг продукции и услуг;
  • количественные методы, статистика, информатика;
  • организационное поведение.
  • IV.4.3.3. Базовые профессиональные дисциплины в области менеджмента, в том числе:

  • общий менеджмент;
  • стратегический менеджмент;
  • управление человеческими ресурсами;
  • профессиональные навыки мсенеджера.
  • IV.4.3.4. Специальные и специализированные дисциплины, предусматривающие углубление знаний и развитие умений по конкретным аспектам ведения бизнеса и управления деловым предприятием в зависимости от миссии и целей программы, а также контингента слушателей.

    IV.4.3.5. Изучение перечисленных циклов дисциплин должно осуществляться в программах МВА в совокупности не менее, чем в течение 720 академических часов или по циклам дисциплин:

  • среда бизнеса и изучение научных основ бизнеса - не менее 250 часов;
  • базовые профессиональные дисциплины в области менеджмента - не менее 170 часов;
  • специальные и специализированные дисциплины - не менее 300 часов.
  • При этом в соответствии с охарактеризованным в пп. IV.4.3.2. и IV.4.3.3. типовым перечнем дисциплин, изучение научных основ бизнеса (5 дисциплин) и базовых профессиональных дисциплин в области менеджмента (4 дисциплины) не может длиться менее 40 академических часов по каждой их них. Конкретное название и содержание учебных программ по дисциплинам названных циклов, а также содержание и длительность дисциплин в рамках других циклов определяется учебным заведением самостоятельно. Курсы по выбору должны составлять не менее 30% от объема часов, отведенных на изучение специальных и специализированных дисциплин. При аккредитации учитывается соответствие учебных программ достигнутому уровню научных знаний и адекватное отражение передового опыта управления в отечественной и зарубежной практике.

    IV.4.4. Слушатели, окончившие обучение по программе МВА, должны продемонстрировать знание иностранного языка на среднем уровне, достаточном для чтения специальной литературы без словаря и делового общения. Учебное заведение самостоятельно определяет требуемый объем занятий по иностранному языку в зависимости от исходной квалификации студентов (сверх 720 академических часов для изучения указанных выше научных и прикладных дисциплин по бизнесу и менеджменту).

    IV.4.5. Программа МВА должна включать задания, предусматривающие освоение специальности на основе выполнения самостоятельных работ прикладного характера, включая:

  • практику на управленческих должностях;
  • выполнение исследовательских или прикладных проектов;
  • участие в компьютерных симуляциях и деловых играх;
  • написание магистерской диссертации.
  • Учебное заведение самостоятельно определяет характер и объем работ по освоению специальности, при этом суммарные затраты времени на производственную практику и выполнение прикладных проектов должны составлять не менее 15% от общей длительности занятий по программе (но не за счет 720 академических часов, отведенных на изучение базовых и специальных дисциплин) с учетом возможности выполнения заданий на рабочем месте при вечерней и очно-заочной формах обучения. Не допускается замена академических занятий на прикладные работы.

    IV.4.6. Магистерская диссертация (выпускная работа) по программе МВА должна предусматривать комплексное межфункциональное рассмотрение проблем управления предприятиями и организациями. Диссертации по программам специализированных магистров могут быть посвящены проблематике, относящейся к одной функции, проблеме или области деятельности.

    IV.4.7. В аккредитуемых программах МВА должно доминировать рассмотрение проблематики российского бизнеса и менеджмента и, в то же время, присутствовать изучение международного бизнеса и зарубежного опыта управления. Соотношение между отечественной и зарубежной проблематикой должно быть обосновано спецификой миссии программы.

    IV.4.8. Отклонения от охарактеризованных выше типовых нормативов длительности по циклам дисциплин и видам занятий допускается при применении новых обучающих технологий и требует специального обоснования.

    IV.4.9. Структура и содержание программ дистанционного обучения оценивается по критериям и нормативам, устанавливаемым отдельно.

    IV.5. Учебный процесс.

    IV.5.1. Каждая программа должна иметь учебно-тематический план, разработанный учебным заведением, рассмотренный и утвержденный в установленном порядке. В этом плане определяется состав, последовательность и длительность изучаемых дисциплин и выполняемых практических работ. Должна быть также раскрыта тематика занятий и порядок их проведения по всем дисциплинам и их разделам.

    IV.5.2. По программе в целом и по каждой дисциплине должен быть определен полный комплект обязательных и дополнительных учебно-методических материалов и гарантировано их наличие (на бесплатной или платной основе) для всех обучающихся по программе.

    IV.5.3. В процессе обучения по программам МВА должны использоваться активные методы инновационного и поискового обучения, рассматриваться ситуации из российской и зарубежной практики, удельный вес которых в общем объеме занятий должен определяться миссией программы и контингентом слушателей.

    IV.5.4. Слушателям, обучающимся по программе МВА, должна быть предоставлена возможность стажировок на отечественных и зарубежных предприятиях (на бесплатной или платной основе) и оказано содействие желающим в продолжении обучения за рубежом.

    IV.5.5. Учебное заведение должно иметь и применять на аккредитуемой программе МВА официально установленные им формы и процедуры строгой, объективной и надежной оценки результатов обучения по программе в виде экзаменов, тестов, проектов, курсовых и контрольных работ, преимущественно письменных. Итоговая (а по длительным курсам промежуточная) оценка должна проводиться по каждой дисциплине.

    IV.5.6. Конкретные формы и процедуры оценки занятий (навыков) по каждой дисциплине должны быть доведены до сведения студентов до начала ее изучения с указанием влияния оценок на итоговую аттестацию результатов обучения по программе МВА.

    IV.5.7. В ходе учебного процесса должен быть обеспечен высокий уровень посещаемости занятий, применяться эффективные формы контроля за исполнением требований учебного процесса и предприниматься своевременные меры в случаях серьезных нарушений установленных требований со стороны слушателей.

    IV.5.8. Должна быть установлена процедура аппеляции слушателями полученных оценок и аттестации в случае несогласия с ними, реализуемая с соблюдением сроков рассмотрения и прав студентов.

    IV.6. Интеллектуальный вклад, связь с деловым сообществом и общественностью.

    IV.6.1. Профессорско-преподавательский состав программ МВА должен постоянно вести научные исследования и/или разработки фундаментального или прикладного характера (включая управленческое консультирование).

    IV.6.2. При аккредитации программы по каждому преподавателю должен быть представлен список основных научных работ и полный список научных публикаций и учебно-методических разработок и выступлений на конференциях за последние 5 лет.

    IV.6.3. Профессора и преподаватели должны принимать активное участие в жизни академического и делового сообщества, выступать на конференциях и семинарах, участвовать в профессиональных ассоциациях, научных и издательских советах и других органах, занимающихся вопросами бизнеса и менеджмента.

    IV.6.4. Студентам, обучающимся по программам МВА, должна быть предоставлена возможность регулярных встреч с бизнесменами и менеджерами-практиками для изучения их опыта и обсуждения актуальных вопросов.

    IV.6.5. Преподавателям и студентам должен быть обеспечен доступ к международной деловой научно-технической информации, участие в международных связях в той степени, которая необходима для выполнения объявленной миссии программы.

    IV.6.6. Поощряется привлечение квалифицированных иностранных профессоров и преподавателей к участию в учебном процессе, а также проведение занятий по программе на иностранном языке.

    IV.6.7. Учебное заведение должно иметь устойчивые связи с предприятиями и организациями в области бизнеса, рекруторскими фирмами и т.п. и обеспечивать эффективное участие представителей российского, а, по возможности, и международного делового сообщества в формировании и мониторинге осуществления программ МВА в виде наблюдательных, экспертных, либо консультационных советов или в иных организационных формах.

    IV.6.8. Преподаватели и студенты программы МВА должны вносить свой позитивный вклад в жизнь местного сообщества в регионе (населенном пункте) расположения учебного заведения.

    IV.7. Ресурсы программы.

    IV.7.1. Программа МВА должна иметь материально-техническое обеспечение в виде учебных помещений, помещений для профессорско-преподавательского и административного состава (собственных или арендуемых), учебного оборудования, помещений для самостоятельных занятий и иной инфраструктуре, в объемах, необходимых для нормального осуществления учебного и административного процессов

    IV.7.2. Студентам и преподавателям должен быть обеспечен доступ к компьютерам и информационным сетям для классных и самостоятельных занятий, в объеме, необходимом для эффективного осуществления программы и выполнения заданий предусмотренных учебным планом.

    IV.7.3. Аккредитуемая программа должна иметь утвержденную смету (бюджет) на ее осуществление с указанием источников финансовых средств и гарантией их расходования на цели осуществления программы.

    IV.7.4. Учебное заведение должно иметь библиотеку или учебно-методический кабинет для обеспечения студентов, обучающихся на программе, всей предусмотренной литературой и другими учебно-методическими материалами. Должна быть обеспечена техническая база и условия для хранения и размножения материалов в необходимом объеме.

    V. Процедура аккредитации.

    V.1. Органы аккредитации.

    V.1.1. Общественная аккредитация РАБО по программам МВА осуществляется Аккредитационной комиссией (в дальнейшем АК), назначаемой Светом РАБО и состоящей из семи членов.

    V.1.2. Аккредитационная комиссия, кроме проведения непосредственной работы по аккредитации, осуществляет научно-методическое руководство ею, обеспечивает поддержание и совершенствование стандартов аккредитации, а также связи с органами государственной и общественной аккредитации как отечественными, так и зарубежными.

    V.1.3. Для проведения экспертизы по аккредитуемым программам Совет РАБО утверждает список экспертов, с включением в него представителей академического и делового сообществ.

    V.1.4. В процессе аккредитации участвуют инструкторы-консультанты, помогающие учебному заведению правильно осуществить самооценку, подготовить заключение группы экспертов и документы на аккредитацию.

    V.2. Подача и рассмотрение заявок и компенсация расходов.

    V.2.1. Учебное заведение может представить на аккредитацию одну или более программ, направив письменную заявку с обоснованием права на получение аккредитации.

    V.2.2. Аккредитационная комиссия в течение 30 дней сообщает учебному заведению о принятии заявки и подтверждении его права на получение аккредитации, одновременно высылает инструкцию для самооценки и назначает инспектора-консультанта по содействию проведению самооценки.

    V.2.3. В течение 3-6 месяцев с момента уведомления АК учебное заведение передает заполненные формы самооценки и официально приглашает группу экспертов.

    V.2.4. Учебное заведение оплачивает аккредитационные взнос в размере 2500$ для членов РАБО и 3000$ для не членов РАБО. При одновременной аккредитации нескольких программ расходы увеличиваются на 100$ по каждой добавляемой к рассмотрению программе. Оплата осуществляется в рублях по валютному курсу Центрального банка на день оплаты, при этом 50% суммы вносится по факту принятия заявки на аккредитацию, а 50% суммы после приглашения в учебное заведение группы экспертов.

    V.2.5. В течение 30 дней после получения анкеты самооценки АК назначает экспертную группу и организует ее визит в учебное заведение, подавшее заявку, в ближайшее удобное для всех сторон время.

    V.2.6. Подавшее заявку учебное заведение принимает на себя все расходы, связанные с пребыванием экспертной группы в месте расположения учебного заведения, включая транспортные и командировочные расходы, а также проживание, и предоставляет экспертной группе свободный доступ в помещения учебного заведения, возможность общения с сотрудниками и получение информации, которая имеет отношение к аккредитации. Оно также содействует обеспечению экспертам доступа к своим клиентам и другим деловым партнерам, по вопросам, связанным с аккредитацией. Помощь инструктора-консультанта учебному заведению осуществляется по запросам последнего, в случае вызова консультанта в учебное заведение в согласованные сроки все расходы по командировке принимает на себя учебное заведение.

    V.2.7. Экспертная группа представляет отчет в АК не позднее 30 дней после окончания посещения учебного заведения.

    V.2.8. АК извещает подавшее заявку учебное заведение об окончательном решении в течение 60 дней с момента получения отчета экспертной группы.

    V.3. Визит экспертной группы.

    V.3.1. Экспертная группа формируется АК в составе 3х человек (в случае большого объема экспертной работы 4х человек). Члены этой группы отбираются из утвержденного списка и должны иметь значительный опыт как в вопросах преподавания, так и в области управления в образовательных учреждениях.

    V.3.2. Задачи экспертной группы:

  • проверить представленные в отчете о самооценке данные и подтвердить строгое соответствие программы и учебного заведения требуемым критериям аккредитации;
  • дать рекомендации руководству учебного заведения или программы по направлениям ее улучшения;
  • подготовить для АК экспертное заключение.
  • V.3.3. Визиты экспертной группы следует организовывать в то время, когда заявленная на аккредитацию программа активно ведется, так чтобы экспертная группа могла на месте ознакомиться с практикой ее проведения. Если программа осуществляется более, чем одним учебным заведением, должно быть организовано посещение всех институтов, которые принимают участие в программе (допускается посещение непосредственно во время выполнения программы одного из учебных заведений, которое выполняет ведущую роль). По требованиям экспертов должна быть предоставлена исчерпывающая информация, касающаяся участия в проведении программы других партнеров.

    V.3.4. Обычная продолжительность посещения экспертной группы составляет три рабочих дня. В первый день основное внимание должно быть уделено вопросам, связанным с миссией и целями учебного заведения, задачами программы и учебными планами. На второй день группа сосредотачивает свое внимание на профессорско-преподавательском составе, осуществляющем программу и слушателях, а также деловых партнерах учебного заведения. Последний день группа посвящает вопросам, связанным с обеспечением и реализацией программы и контактам с ее администрацией с обсуждением соображений и замечаний экспертной группы.

    V.3.5. По результатам визита экспертная группа составляет детальный отчет и дает четко сформулированные и аргументированные рекомендации АК относительно окончательного решения. В отчете также содержатся ясные рекомендации относительно требуемых улучшений в программе или перечень причин, по которым экспертная группа рекомендует отказать в предоставлении аккредитации. Оригинал отчета передается в АК, а копия направляется в учебное заведение, которое подавало заявку на аккредитацию.

    V.3.6. Учебное заведение имеет право предоставить в АК дополнительную информацию по программе при не согласии с выводами экспертной группы до рассмотрения вопроса на Аккредитационной комиссии.

    V.4. Решение об аккредитации.

    V.4.1. Решение об аккредитации принимает Совет РАБО по представлению аккредитационной комиссии и утверждает Годовое собрание РАБО.

    V.4.2. Окончательное решение может иметь одну из следующих форм:

  • Аккредитация (без каких-либо условий и отсрочек).
  • Аккредитация с предупреждением. В этом случае программа аккредитуется сразу, но требуются некоторые улучшения, которые учебное заведение должно осуществить в срок не позднее 1 года. Однако, если учебное заведение не сможет устранить недостатки, аккредитация аннулируется и учебное заведение должно заново подавать заявку и проходить процесс аккредитации.
  • Условная аккредитация. Окончательное решение откладывается на 12 месяцев, поскольку требуются серьезные улучшения, учебное заведение должно осуществить и подтвердить усовершенствования в течении названного срока, после того как АК получит доказательства устранения недостатков и новая экспертная группа посетит учебное заведение, оно в течение 60 дней получает решение об аккредитации. Повторная условная аккредитация не допускается.
  • Отклонение заявки на аккредитацию: учебному заведению сообщаются причины отказа, и впоследствии оно должно заново подать заявку, если считает, что программа была улучшена настолько, что стала отвечать стандартам аккредитации.
  • После первой аккредитации учебные заведения должны направлять в АК отчет по самооценке каждые пять лет. АК либо пролонгирует аккредитацию на следующий пятилетний период, либо информирует учебное заведение, что в связи с существенными изменениями в качестве осуществления программы необходима подача новой заявки и прохождение процедуры аккредитации заново.
  • V.4.3. АК может начать по своей инициативе новое официальное рассмотрение аккредитованной программы, равносильное полной процедуре аккредитации, в случае, если до него дойдут сведения о существенных изменениях в программе и ее реализации.

     


    Инвестиции и приватизация


    БОЛЬШАЯ РАСПРОДАЖА РОДИНЫКирилл Лисовский16.01.2008 19:08Сегодня стало известно, что Юлия Тимошенко все же решила реализовать свои планы относительно грандиозной приватизационной кампании. Полный список предприятий  однако неизвестен. О будущих лотах общественность узнает почему-то из уст различных министров от Винского и Турчинова, до Продана и Пинзеника. Так что пока полностью проанализировать списо...

    В период с 15 ноября 2007 года по 15 февраля 2008 года БИНБАНК проводит новую специальную акцию – процентная ставка по кредитным картам снижается в два раза: с 24 % в рублях, 19 % долларах и 18 % в евро до 12 %, 9.5 % и 9 % годовых соответственно.В акции могут принять участие как существующие держатели кредитной карты БИНБАНКа, так и клиенты, которые только планируют ее получить. Условия акции действуют в отделениях БИНБАНКа по всей России....


    Некоторый застой на столичном рынке недвижимости заставил украинцев обратить внимание на недвижимость за границей


    Как выяснилось, цены во многих европейских городах ниже, чем в украинской столице. Это направление для украинских покупателей новое: количество риэлторов, которые работают с иностранной недвижимостью на киевском рынке очень незначительно. По их словам, сообщает Интвестор, состоятельные люди традиционно предпочитают Францию, Шв...