Кадровым дефицитом пользуются не только квалифицированные специалисты, которые продают себя по курсу золота, но и кадровые агентства
На рынке труда продолжается борьба за кадры. Найти и удержать квалифицированного сотрудника на своей фирме стало настоящей проблемой. Осознав свою ценность, «скромные» профессионалы запрашивают абсолютно нескромные вознаграждения за себя любимых. Работодателю же ничего не остается, как согласиться со всеми условиями, лишь бы не потерять ценных работников. В итоге фактическое увеличение зарплат в среднем на 2,5—5% выше запланированного уровня. Плюс к этому 89% российских работодателей оплачивают своим сотрудникам медицинское страхование, 79% — мобильные телефоны, 68% — питание, 31% — занятия спортом.
Сложившейся ситуацией воспользовались кадровые агентства, бизнес которых стал сегодня очень выгодным. Российский рынок кадровых услуг растет намного быстрее экономики страны — в среднем на 20% ежегодно, причем среди новых игроков есть и те, в чьем профессионализме можно усомниться. Например, кадровое агентство решила открыть нижегородская компания «Балчуг» — поставщик офисных товаров. Она выходит на рынок с, мягко говоря, необычным предложением. Определить, хороший работник или нет, «специалисты» обещают лишь взглянув на фотографию. Оказывается, размер ушей может рассказать, оставит ли сотрудник работодателя с носом, будет ли новый работник мучиться по утрам от похмелья и так далее. Такая «профессиональная» оценка одного кандидата обойдется работодателю в 2000 рублей. В месяц компания готова «ставить диагноз» приблизительно тысяче фотографий. Для того чтобы оценить доходность данного мероприятия, совсем не обязательно составлять бизнес-план.
Тверские рекрутинговые компании больше доверяют старым проверенным методам. Кстати, большинство потенциальных нанимателей тоже предпочитают традиционные технологии подбора кадров, а к таким методам, как определение качеств человека по фотографии, относятся скептически. Но все же, как показывает практика, основных методов бывает недостаточно, и тогда тверские кадровые службы используют нестандартные, например «стресс-интервью». Кадровое агентство назначает кандидату встречу, допустим, на 11.00. Тот приходит вовремя, готовый разрекламировать себя и получить в обмен хорошую должность. Но соискателя просят немного подождать, так как возникли непредвиденные обстоятельства. Проходит час. Ситуация не меняется. «Непредвиденные обстоятельства» остаются в кабинете, а соискатель в ожидании. Проходит еще час. Кандидат не выдерживает и уходит, вспоминая «Кузькину мать» и отправляя сотрудников агентства по всем известным ему направлениям. Это значит, что собеседование кандидат не прошел — на данную должность требуется более терпеливый, спокойный человек. Если же спустя три часа потенциальный работник все так же готов к беседе с кадровым агентом, то он справился с первым испытанием. Можно переходить к следующему… Соискателю предлагают, например, охарактеризовать свои профессиональные качества. Кандидат с чувством, толком, расстановкой повествует о себе, а в это время сотрудник агентства листает журнал, демонстрируя тем самым свое равнодушие. Если кандидат начинает нервничать, тщетно пытается составить из слов предложения, то он зря прождал под дверью три часа. Иногда уровень квалификации потенциального работника проверяют с помощью провокационных вопросов. Например, идет подбор специалиста в сферу банковских услуг. Кандидату предлагают поведать о несуществующей технологии кредитования «АБВГД». Если соискатель с умным видом начинает рассуждать о плюсах и минусах этой методики, то, пожалуй, стоит задуматься, стоит ли брать такого «специалиста» в свою компанию.
Технологий используется немало, и все они стоят денег. В Твери услуги кадрового агентства в подборе специалиста среднего звена обойдутся примерно в 15—25 тысяч рублей, а поиск кандидата на руководящую должность — до 80 тысяч рублей. И работодатели согласны на такие затраты, лишь бы найти подходящих сотрудников. Однако, даже если подбором кадров занимаются мастера своего дела, работодателю это не дает никаких гарантий. По словам самих агентов, резюме к ним приносят в основном молодые специалисты. То есть те, кто еще не опытен, но уже амбициозен. От новой должности «зеленые профессионалы» ждут карьерного роста, гибкого графика и зарплаты не ниже 10 тысяч рублей, а взамен предлагают лишь диплом о высшем образовании. Работодатели, как правило, согласны платить такие деньги, но им нужны опытные кадры. А более квалифицированное старшее поколение порой даже не знает о существовании рекрутинговых компаний и продолжает искать работу по объявлениям или через знакомых. Таким образом, если предприятие обратилось в агентство и распрощалось с круглой суммой, еще не факт, что оно получит подходящих сотрудников. И пока Россия находится в состоянии кадровой войны, самой уязвимой стороной остается работодатель, который вынужден платить дважды — сначала кадровому агентству, а потом и самому работнику.