Источник: DSS Consulting
В настоящее время рынок розничной/оптовой (Retail) торговли для IT-компаний является очень привлекательным. Достаточно просмотреть статистику по проектам внедрения автоматизации торговых сетей. За обсуждениями оптимальности систем CRM и ERP часто упускается основа автоматизации: системы документооборота и системы бюджетирования.
Система электронного документооборота (СЭД) соответствует следующим требованиям:
Ситуация, сложившаяся в текущем году на рынках систем электронного документооборота и систем бюджетирования (BPM/CPM-системы), представлена на графиках, представленных ниже.
Графики 1 и 2 позволяют проанализировать ситуацию с разных точек зрения: с позиции современных потребностей и по совокупному результату соответственно. Стабильное присутствие IT-проектов в торговле объяснимо потребностью в решении следующих задач (см. график 3).
Рисунок 1. Структура отраслевого спроса на СЭД на конец 2004 г.Следует отметить, что значительное число внедрений в тех или иных отраслях обусловлено наличием на рынке отраслевых СЭД. К сожалению, специализированные системы СЭД в области торговли широко не представлены в отличие от отраслевых решений, построенных на базе ERP-платформ.
График 4 иллюстрирует отраслевые предпочтения компаний, внедривших электронную систему документооборота. Конечно, этот график не призван разделить программные продукты на отрасли, где они могут применяться, но внедрения в этих отраслях говорят о возможностях системы успешно решать задачи документооборота конкретного заказчика со своими нюансами бизнеса, а также о наличии опытной команды консультантов.
Рисунок 4. Отраслевой спрос на СЭД с января по май 2005 г. с разбивкой по продуктамРынок СЭД, как и любого другого продукта информационной сферы, обладает своей спецификой, поэтому оценка занимаемой доли рынка не свидетельствует о безоговорочной популярности той или иной системы. На графике 6 представлены достижения определенных СЭД начиная с момента присутствия на рынке.
Рисунок 5. Внедрение СЭД в торговле на конец 2004 г.Исследование систем бюджетирования строилось на анализе внедренных решений по состоянию на первый квартал 2005 года, подтвержденных как со стороны внедренца, так и со стороны заказчика. В исследовании были рассмотрены только специализированные системы работы с бюджетами и системы класса CPM/BPM, функционирующие как самостоятельные программные продукты и не входящие в состав ERP-решений, а также имеющие базовый комплект поставки, то есть имеющие при покупке вложенную методику бюджетирования.
Приобретение системы бюджетирования обычно происходит в ситуации серьезной конкуренции, когда компаниям для сохранения позиций на рынке необходимо снижать затраты и грамотно их планировать. Специализированное решение заведомо будет обладать большим функционалом, чем модули ERP-системы, поэтому ищется ПО класса BPM, которое можно интегрировать с существующей информационной средой предприятия.
Пока нельзя выявить системы, применимые только в той или иной области. Возможно, со временем системы бюджетирования будут учитывать отраслевую специфику, что позволит упростить процедуру внедрения, сократить сроки проекта и соответственно стоимость.
Если рассматривать процесс эволюции ИС торгового предприятия, то явно можно отметить следующие этапы, которые хорошо соотносятся с темпами роста торговой компании.
1. Этап. Небольшой магазин самообслуживания: 2-3 кассы
Установка торгового оборудования и установка front-office системы (это система, обычно обслуживающая кассовые аппараты, например для кассы СуперМаг-УКМ, Штрих-М, Кассир и т. д.). Оборудование для штрих-кодирования и электронные весы с этикет-принтером.
В качестве back-office выступают либо специализированные приложения от поставщиков торгового оборудования, либо универсальные системы учета на 1С.
2. Этап. Сеть небольших магазинов самообслуживания
Теперь требуется консолидационное программное обеспечение для учета запасов и движения товаров на складах магазинов. И управленцы должны решить, в каком направлении и какими темпами они будут развиваться.
a. В ситуации расширения сети за счет однотипных точек розничной торговли система front-office просто переносится в новый магазин, а система back-office должна обеспечивать централизованную закупку на основании анализа продаж и распределение товаров по географически удаленным магазинам. При работе с 3-5 магазинами владельцы обычно пытаются сэкономить на программном обеспечении в пользу вложения средств в товарный оборот, поэтому не приобретают готовые системы (например, СУПЕРМАГ-2000), а заказывают доработку конфигурации товарного учета на платформе 1С.
b. Если расширение начинает идти по пути укрупнения магазинов (расширения номенклатуры и площадей, увеличения количества касс, реформирования типа магазинов, допустим из универсама в Cash & Carry), меняют систему оборудования на более производительное и одновременно меняют систему front-office, допустим, на Calypso или др., рассчитанное на большую номенклатуру.
В этом случае имеет смысл в качестве back-office использовать систему класса ERP (например, специализированные решения на платформе AXAPTA).
Надо заметить, что хотя система и принадлежит по классификации Gartner к ERP, сама информационная система не будет таковой являться, так как решения типа Retail на платформах ERP часто не используют все модули системы.
3. Этап. Крупные сети больших универсальных магазинов разных форматов (IKEA, "Лента", "Пятерочка", "Перекресток" и др.)
Обязательно модернизируют свою систему back-office, так как используют специфические модули, например DRM, SCM, которые управляют цепочками поставок и распределением товаров на удаленных складах, коими являются торговые залы и небольшие складские площади магазинов.
В данном случае можно говорить о системах класса ERP (AXAPTA, SAP, JD Edwards и др.), а стоимость работ по их внедрению обычно переваливает за 1,5-2 млн долларов. Front-office же обычно построен так же, как и в случае 2b.
Мнение эксперта Евгений Голод,директор по развитию IBS R&C Отсутствие возможности контролировать корректность данных во входящих документах зачастую сводит на нет эффективность автоматизации с помощью СЭД некоторых бизнес-процессов. Рассмотрим, например, ситуацию, когда менеджер по закупкам розничной сети отправляет заказ на поставку товаров одному из поставщиков. Предположим, он делает это следующим (достаточно автоматизированным) образом: формирует заказ в ERP-системе, автоматически помещающей только что сформированные, относящиеся к заказу документы в СЭД, которая запускает и отслеживает некоторый цикл обработки этих документов (например, обеспечивает их согласование по всей необходимой управленческой цепочке и обеспечивает отправку соответствующим способом, скажем формирует письмо-задание на отправку факса секретарю отдела). После этого (с точки зрения документооборота) поставщик передает сети ряд ответных документов - счета, счета-фактуры, акты сверки и т. п. А что же дальше? А дальше необходимо сверить данные, содержащиеся в этих документах, с изначальными - соответствует ли перечень товаров в счете тому, который был заказан? Если нет, то почему? На выяснение этих вопросов, как правило, уходит очень много времени - ведь необходимо созваниваться, разбираться, спорить. Как мы видим, даже в случае внедрения СЭД на обеих сторонах все равно остается слабое место - стык в передаче документов от розничной сети поставщику и обратно. Решается эта проблема только одним способом - введением формализованных стандартов на циркулирующую между компаниями информацию и на процессы, в рамках которых она передается. Эти процессы и стандарты обозначаются еще одной англоязычной аббревиатурой - EDI (Electronic Data Interchange - электронный обмен данными). В настоящий момент в России существуют как минимум две организации, объединяющие различные розничные сети и их поставщиков, в рамках которых их участники договариваются о том, какими стандартами в передаче данных они будут руководствоваться в своих дальнейших отношениях. Все эти факторы в совокупности позволяют говорить о том, что внедрение EDI в России уже начинается и будет развиваться довольно быстрыми темпами. |