В минувшую пятницу начальник отдела областной прокуратуры старший советник юстиции Владимир Маклаков встретился с журналистами. Это был его первый брифинг в новом качестве. До июня прошлого года он занимал должность межрайонного прокурора транспортной прокуратуры, а затем возглавил в прокуратуре Тверской области отдел по надзору за соблюдением федерального законодательства. Желание встретиться с журналистами у Владимира Ивановича возникло после заседания коллегии областной прокуратуры, состоявшегося накануне совместно с представителями департамента финансов.
Федеральное законодательство охватывает, как известно, все сферы. Но В.И. Маклаков пока коснулся лишь исполнения местными органами самоуправления бюджетного законодательства в вопросах реализации нацпроектов и целевых областных программ, расходования бюджетных средств, их сохранности при прохождении банковских инстанций и благополучного доведения до адресата.
По данным Маклакова, в прошлом году в этой сфере отмечено около 400 нарушений, внесено 46 протестов. А за три неполных месяца текущего года опротестовано уже 18 постановлений местных органов самоуправления (ОМСУ). Рост количества нарушений В.И. Маклаков объясняет, в частности, появлением сотен муниципальных образований первого уровня. Отсюда и бесконтрольность в вопросах бюджетного законодательства.
По словам Маклакова, одним из самых распространенных нарушений является то, что доходы некоторых организаций, предназначенные для перечисления в бюджет, так и оставались на их счетах, то есть доходы попросту миновали бюджет. Такие факты отмечались более чем в десяти районах. Особенно часто доходы проплывали мимо казны в Торжокском, Бологовском, Максатихинском, Калининском, Западнодвинском районах, а также в Московском и Пролетарском районах областного центра. Или, например, не учитывались доходы от реализации товаров и услуг, предоставляемых муниципальными предприятиями. Отмечались также нарушения с закупками по муниципальным заказам, нецелевое расходование средств.
В основе таких нарушений лежит не только то, что до начала финансового года многие ОМСУ не приняли бюджет, но и отсутствие гласности.
-- Ярчайший пример подобного рода нарушения отражен в уголовном деле, возбужденном в отношении Деркача, главы администрации городского поселения Удомли, -- подчеркнул Маклаков.
Напомним, что Деркача обвиняют в злоупотреблении служебным положением и, как следствие, в хищении более миллиона рублей. Деркач заключил договор, по которому бюджетные деньги поступали на счета частного предприятия, которым владели сам Деркач и его жена.
Самым больным местом Маклаков назвал отсутствие контроля за расходованием бюджетных средств на местном уровне. К примеру, средства резервных фондов должны тратиться только в случае возникновения непредвиденных ситуаций – таких как пожар, завал или наводнение. А если деньги из этих фондов расходуются для проведения всякого рода торжеств и праздников, то чиновники неизбежно вступают в конфликт с законом.