«ЭГ» неоднократно рассказывала о работе над проектом Таможенного кодекса. В минувший четверг этот документ принят депутатским корпусом во втором чтении и уже направлен на рассмотрение в Совет Республики. Предполагается, что новый кодекс вступит в силу с 1 июля 2007 г.
О том, какие изменения претерпел законопроект в ходе его доработки после первого чтения, мы попросили рассказать члена комиссии по международным делам и связям с СНГ Александра ГУДКОВА.
— Депутаты при работе над проектом учитывали необходимость создания закона прямого действия, позволяющего свести к минимуму количество отсылочных норм. К сожалению, полностью отказаться от них пока что не удалось, но предложенная редакция Таможенного кодекса позволит значительно сократить количество подзаконных актов и создать более прозрачные и благоприятные условия для участников внешнеэкономической деятельности при таможенном оформлении товаров.
Большинство документов, которые сегодня принимаются на уровне Государственного таможенного комитета, передаются на уровень правительства и главы государства. За ГТК остается право на издание нормативных актов по вопросам, связанным с формами таможенных документов, определением порядка их заполнения и т. д. Причем четко установлено, какие подзаконные акты могут быть изданы в развитие Таможенного кодекса и в каких рамках это должно происходить.
В ряд статей внесены изменения, направленные на упрощение таможенных процедур и точное определение временных нормативов. Мы постарались четко сформулировать, на что имеет право участник внешнеэкономической деятельности и что вправе требовать сотрудник таможенного органа. Предусмотрена возможность обжалования решений таможенных органов и их должностных лиц в суде.
Регламентированы операции таможенного контроля и созданы предпосылки контроля за деятельностью должностных лиц, которые их осуществляют. Срок таможенного оформления в соответствии с проектом ТК не должен превышать одного дня со дня подачи таможенной декларации, тогда как по действующему Кодексу он может достигать 10 дней. Четко определены и сроки проведения отдельных операций, таких как проверка документов, таможенный осмотр, досмотр.
Уточнены статьи, касающиеся использования системы управления рисками и возможности осуществления электронного декларирования. Эти новшества направлены в первую очередь на упрощение деятельности добросовестных субъектов хозяйствования и призваны сократить время таможенного оформления.
Доработана глава, касающаяся обеспечения исполнения налогового обязательства по уплате таможенных платежей. Таможенные платежи должны быть уплачены не до или одновременно с подачей таможенной декларации, а до момента выдачи свидетельства о помещении товаров под заявленный таможенный режим. Такой подход устранит проблему, связанную с неуплатой таможенных платежей из-за изменения курса валют или иных не зависящих от лица обстоятельств.
Кроме того, определено, что налоговое обязательство по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещенных под таможенный режим свободного обращения с использованием налоговых льгот по уплате и сопряженных с ограничениями по распоряжению этими товарами, прекращается по истечении пяти лет, если не был установлен иной срок действия налоговой льготы.
Еще одно новшество — в качестве таможенного перевозчика признается лицо, которое имеет не только в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении, но и в аренде, в том числе финансовой (лизинг), транспортные средства, используемые для перевозки товаров.
По предложению депутатов значительно доработаны положения, касающиеся таможенного режима уничтожения. В частности, проект ТК по этому вопросу согласован с экологическим законодательством. При уничтожении товаров в соответствии с указанным режимом допускается их уничтожение, утилизация или использование в качестве вторичного сырья с минимальным ущербом для окружающей среды. Кроме того, образовавшиеся в результате уничтожения товары являются отходами, не подлежат таможенному оформлению и приобретают статус отечественных товаров без уплаты ввозных пошлин и налогов.
По сравнению с действующим Кодексом, принятым в 1998 г., более детально регламентированы вопросы, связанные с предоставлением информационных ресурсов, находящихся в ведении таможенных органов, для общего открытого пользования, информированием и консультированием заинтересованных лиц.
Доработан раздел «Таможенные процедуры», в котором определяется специальный порядок перевозки, хранения или иного использования товаров без их таможенного декларирования и помещения под таможенный режим, а также уточнены таможенные режимы (всего их будет 14). Не предусмотрено установление таких режимов, как переработка под таможенным контролем, транзит. Вместо режима временного ввоза (вывоза) введено два самостоятельных режима.
Как видим, в таможенной сфере произойдут значительные изменения, поэтому проект ТК дополнен статьей «Переходные положения», которая будет регулировать вопросы применения положений нового Кодекса к отношениям, возникшим до 1 июля 2007 г.
Проект основного таможенного закона унифицирован с Таможенным кодексом РФ, в нем нашли отражение требования ВТО, в частности, положения Киотской конвенции по гармонизации и упрощению таможенных процедур 1999 г. В итоге создан соответствующий мировым стандартам документ, который позволит улучшить условия внешнеэкономической деятельности как отечественных субъектов хозяйствования, так и наших зарубежных партнеров.
Анна РАДЮК