Войти в долю

  7:57   10-01-2007

Антон Белых
11 апреля 2006 года.

Времена, когда инвесторами пугали детей и предпринимателей, прошли. Нынешний инвестор приличен, хитер, достаточно циничен, дорожит деньгами и ежеминутно произносит слово «прозрачность». То есть ровно таков, каким и должен быть. Осталось только понять, чего сами инвесторы хотят от российских активов.

«Свою миссию мы видим в выводе группы «ПИК» на уровень национальной компании. А с приобретением крупнейшего регионального девелопера планируем за один раз перейти на принципиально иную ступень за счет экстенсивного охвата территорий», — заявил «Бизнес–журналу» генеральный директор компании «ПИК-Регион» Сергей Канаев. Напомним, недавно ГК «ПИК» приобрела одну из крупнейших региональных строительных компаний «Стройинвестрегион». Однако продолжать скупку подобных предприятий «ПИК» не собирается: «Компаний соответствующего уровня больше нет», — уверен Канаев.

Да, есть инвесторы, которым подавай только крупные порции. Небольшие фирмы они не покупают принципиально — ни целиком, ни долями. Но в то же время на региональных рынках рыщет множество инвесторов, готовых приобрести даже не очень прозрачную и вовсе маленькую компанию. При условии, что у нее есть реальные перспективы роста. Такие не стремятся заполучить все и сразу. Их интерес — долевая покупка мелких предприятий. «Мы покупаем средние и небольшие компании в России, на Украине, в Молдавии и Казахстане», — говорит президент группы компаний Media Arts Илья Слуцкий. Впрочем, «сразу и целиком» Media Arts активы не приобретает. «Сначала покупаем немножко. Присматриваемся. Изучаем потенциал, заключаем опцион на дальнейший выкуп большего пакета, вкладываемся в развитие компании, приводим ее в порядок и только затем выкупаем основную долю», — поясняет инвестиционную политику компании Слуцкий.

Горячая тема
17:55
30 ноября 2006 года в Москве прошла церемония вручения премии «Тираж — рекорд года», которую ежегодно устраивает Национальная тиражная служба....

Вопреки позиции некоторых консультантов, сегодня российский рынок M & A отнюдь не ограничивается сделками с пакетами компаний первого эшелона: на самом деле поле слияний и поглощений куда шире, чем принято считать. Инвесторов привлекают не только монструозные предприятия, но и совсем небольшие, локальные компании, которые пока не набрали должного веса, зато обещают превратиться не то что в дойных коров — в настоящих «звезд».

Однако верно и другое: инвесторов способна заинтересовать далеко не каждая компания. И стратегических, и финансовых в широком понимании вкладчиков не привлекут загадочная структура собственности, заложенные или выведенные на баланс других юрлиц активы, генеральный директор, одновременно выполняющий обязанности дворника и грузчика под началом истинного владельца, который числится внештатным консультантом по общим вопросам. Строго говоря, инвестора чаще всего вообще не интересует «юрлицо» как таковое, даже если к нему прилагается кое–что из материальных активов. Ему нужен перспективный или доходный (а в идеале и то, и другое) бизнес. Нужны команды менеджеров, «головы». Массивы лояльных клиентов, разработки, опыт, навыки и умения, ноу–хау, наконец.

Точно так же никто не будет спешить покупать долю в бизнесе явно переоцененной компании. Все более типичная ситуация для российского рынка: собственник завысил цену (логика — «я так считаю») и не готов идти на компромиссы. В итоге поиск инвестора, хоть тот и нужен позарез, может длиться годами. Тем временем кое–кому удается с выгодой продать часть бизнеса даже совершенно «черной компании», если истинные владельцы «открыли личико» покупателю, предоставили фактические документы для проверки и урегулировали цены.

В любом случае риск покупателя высок. В ситуации, когда на финансовом рынке все больше «лишних», «непристроенных» денег, инвесторы готовы идти на уступки. Но — в разумных пределах.

Такой привлекательный

ИльяКак стать привлекательным для инвестора? Менеджерские журналы полны рецептов быстрого приготовления. Прозрачность, оптимизированная система бизнес–процессов, внятная структура активов и собственности… Бери и делай. Жаль только, все просто лишь в теории.

До недавнего времени считалось, что наличие недвижимости или земельного участка в собственности предприятия — чуть ли ключевой резон для инвестора. Действительно, недвижимость и земля — одни из самых ликвидных активов, однако их значимость для инвесторов, приобретающих не отдельные, отторгаемые, материальные ценности, а бизнесы, падает с каждым днем.

— Времена рейдерских наскоков уходят в прошлое, поэтому наличие на балансе предприятия недвижимости перестало быть важным фактором, — говорит Григорий Захаров, руководитель проектов инвестиционного департамента корпоративных финансов ИК «ФИНАМ». — Сегодня инвесторы в первую очередь ценят перспективу самого бизнеса, его будущее, а покупка ради недвижимости или земли — это уже вчерашний день.

Проще говоря, недвижимость в собственности — скорее дополнительное преимущество, но не ключевое обстоятельство, влияющее на решение инвестора. «Инвесторы покупают не прошлое компании, а ее будущее! И надеются на перспективы роста», — напоминает Илья Слуцкий (Media Arts). Таким образом, для инвесторов важны перспективы не только самого бизнеса, но и отрасли.

Будущее — это еще и команда специалистов, обладающих уникальными знаниями, навыками и опытом, без которых приобретенный актив вряд ли принесет выгоду. «Например, для консалтинговой компании, прежде всего, важны человеческий ресурс и экспертиза, которой владеют сотрудники», — уверен президент группы компаний Verysell Михаил Краснов. «В нашем бизнесе нет станков, машин, недвижимости, а компания в нашей отрасли — это люди, — подтверждает Илья Слуцкий. — Поэтому, инвестируя в региональные фирмы, мы ориентируемся прежде всего на людей». По словам Слуцкого, гарантировать лояльность персонала новому руководству почти невозможно. Поэтому, во избежание неприятностей, переговоры ведутся с ключевыми менеджерами. Задача — с самого начала мотивировать их, расположить к сотрудничеству и ни за что не потерять. Слуцкий уверяет, что в этом смысле неудачного опыта у него пока не было: «Может быть, мы просто правильно выбирали партнеров, людей. И купленные компании продолжали эффективно существовать».

Но бывает и наоборот. «Нередки ситуации, когда, купив компанию, инвестор остается у разбитого корыта, поскольку бывший владелец просто основывает новую компанию и уводит всю «команду» за собой», — говорит Михаил Краснов. Чтобы избежать подобных казусов, по мнению Краснова, следует проводить «разъяснительную работу» с сотрудниками, объясняя им цели и задачи развития их компании уже в рамках новой структуры, очертить новые возможности: «Далеко не всегда, если компанию купили, это плохо. Наоборот, для компании открываются ресурсы, которые были недоступны ранее — финансы, лоббистские возможности более сильного партнера и т. п.»

Венчурных и, шире, финансовых инвесторов все чаще привлекают бизнесы, обладающие перспективными разработками (за исключением изобретателей «вечных двигателей»), ноу–хау, которые можно быстро превратить в деньги и выйти из проекта с большой прибылью. И в такой ситуации риск весьма высок.

— Малый и средний бизнес в России очень слабо защищен. Я вижу смысл инвестировать в венчурные компании, если есть понимание, что технологии действительно перспективны, есть ресурсы для продвижения технологий или уверенность в приобретаемой команде, — поясняет свою позицию Михаил Краснов (Verysell). — Нужно заметить, что в России сейчас нет недостатка в деньгах, так что владельцы компаний, решившие привлечь инвесторов, думают, главным образом, об «интеллектуальных деньгах». В целом же малый и средний бизнес зачастую весьма нестабилен, так что инвестиции в него могут оказаться крайне рискованными.

Управляемый риск

С точки зрения стратегического инвестора, интересы которого шире, чем просто извлечение прибыли, основные плюсы инвестиций в реальные бизнесы состоят в темпе роста оборотов, опережающем рынок, быстром приобретении новых компетенций и клиентской базы, укреплении имиджа и узнаваемости торговой марки, накоплении критической массы для участия в крупных инфраструктурных проектах федерального масштаба. Минусы, большей частью, связаны с высокими рисками, сопряженными с точностью прогнозов и качеством информации, предоставляемой компанией–кандидатом на этапе подготовки сделки. К счастью, этими рисками мы можем успешно управлять, пользуясь накопленным опытом и знаниями.

Михаил Краснов, президент группы компаний Verysell

Ищу партнера

Какие цели преследуют инвесторы, вкладывающие деньги в предприятия малого и среднего бизнеса? «Основной мотив сделок M & A — это синергия в виде дополнительной стоимости, получаемой от совместной деятельности. Инвестор смотрит на то, что он сможет в будущем получить от активов, команды, брэнда, инновации и т. д.» — утверждает управляющий директор проекта Mergers.ru Юрий Игнатишин. А Елена Солдатова, управляющий директор Департамента МСФО «PRADO. Банкир и Консультант», уверена, что в малых и средних предприятиях инвесторов интересует развитие бизнеса и вероятность, что в будущем компания достаточно быстро вырастет до уровня одного из ведущих игроков, или стабильный доход на текущий момент.

— Задачи инвесторов на всех, кроме начального, этапах жизненного цикла компании довольно однородны, — полагает Асхат Сагдиев, президент инвестиционной компании East Capital. — Целью вхождения в бизнес может служить дальнейшая перепродажа стратегическому инвестору, обеспечение выхода в новые регионы, построение вертикально ориентированного бизнеса для уменьшения издержек, снижение зависимости от поставщиков и т. п.

Немного по-другому, по словам Сагдиева, действуют инвесторы, вкладывающие деньги в компании на первоначальном этапе их развития: «Они принимают на себя большие риски, однако при успехе рассчитывают на сверхприбыли, то есть действуют по принципу венчурных фондов».

Другой интерес инвесторов — выход на новый региональный рынок, который порой очень нелегко осуществить собственными силами, «с нуля» — проще купить уже действующую компанию, а на ее базе создавать свое представительство в регионе. «Иногда другими путями сделать это практически невозможно или очень сложно, — соглашается Илья Слуцкий. — Для нас важна база местных клиентов, поэтому мы стараемся выходить на новые рынки через приобретение местных компаний. Иначе нам пришлось бы сажать свой персонал, нарабатывать базу, платить деньги сотрудникам — то есть брать на себя дополнительные риски».


стр.1 | стр.2 | Весь текст 

Автор: Антон Белых. Другие статьи автора

Инвестиции и приватизация


БОЛЬШАЯ РАСПРОДАЖА РОДИНЫКирилл Лисовский16.01.2008 19:08Сегодня стало известно, что Юлия Тимошенко все же решила реализовать свои планы относительно грандиозной приватизационной кампании. Полный список предприятий  однако неизвестен. О будущих лотах общественность узнает почему-то из уст различных министров от Винского и Турчинова, до Продана и Пинзеника. Так что пока полностью проанализировать списо...

В период с 15 ноября 2007 года по 15 февраля 2008 года БИНБАНК проводит новую специальную акцию – процентная ставка по кредитным картам снижается в два раза: с 24 % в рублях, 19 % долларах и 18 % в евро до 12 %, 9.5 % и 9 % годовых соответственно.В акции могут принять участие как существующие держатели кредитной карты БИНБАНКа, так и клиенты, которые только планируют ее получить. Условия акции действуют в отделениях БИНБАНКа по всей России....


Некоторый застой на столичном рынке недвижимости заставил украинцев обратить внимание на недвижимость за границей


Как выяснилось, цены во многих европейских городах ниже, чем в украинской столице. Это направление для украинских покупателей новое: количество риэлторов, которые работают с иностранной недвижимостью на киевском рынке очень незначительно. По их словам, сообщает Интвестор, состоятельные люди традиционно предпочитают Францию, Шв...