В 2003-2006 годах российское автомобилестроение развивалось стабильно, несмотря на бурный рост импорта автомобилей. В минувшем году объем рынка легковых автомобилей в России составил более 2 миллионов машин. Парк легковых автомобилей в 2006 году вырос до 26,8 миллиона штук. Быстрое увеличение доли иномарок на российском рынке не сопровождается столь же стремительным замещением внутреннего производства импортом только потому, что наибольшее увеличение продаж отмечено в секторе иномарок, производящихся на внутреннем рынке под брэндами международных автоконцернов. Этому способствовала осуществляемая государством таможенно-тарифная политика в отношении импорта автомобилей, стимулирующая создание сборочных производств с участием ведущих автомобильных компаний на территории России.
Сборка иномарок в России ведется уже 5 лет. Но особенно интенсивно этот процесс осуществлялся в 2005-2006 годы. Производство автомашин в рамках промышленной сборки в 2006 году составило около 280 тысяч штук (рост по сравнению с 2005 годом на 75%). В I квартале 2007 года продажи автомобилей иностранных марок в России выросли до 295 тысяч штук. Предприятия по сборке иностранных моделей за этот период выпустили в России более 93 тысяч автомобилей.
Введение относительно высоких импортных пошлин на ввоз иномарок с одновременным предоставлением льгот для ввоза их компонентов создал стимулы для замещения импорта внутренним производством и переноса конкурентной борьбы с импортом на внутренний рынок. Возникшая конкурентная среда стала стимулом интенсивной модернизации действующих предприятий отечественного автопрома.
Экспансия иностранных автопроизводителей является альтернативой экспансии импорта готовых изделий, разрушающей отечественное производство. Паритет интересов отечественного автомобилестроения и транснациональных корпораций достигнут благодаря позиции российского правительства, установившего правила для зарубежных инвесторов. Эти правила стимулируют работу иностранных автосборочных предприятий в режиме промышленной сборки, предполагающей выпуск половины автокомплектующих на российской территории с созданием соответствующих вспомогательных производств и формированием дополнительных рабочих мест.
Согласно общепринятым нормам международной торговли и добросовестной конкуренции, перечень автосборочных операций, определяющих переход предприятия к режиму промсборки, должен быть единым для всех работающих в России производителей. Такой перечень разработан и утвержден совместным приказом Минэкономразвития России, Минпромэнерго России и Минфина России от 15 апреля 2005 года. Он предусматривает обязательное наличие в производственном цикле сварочно-покрасочных цехов, а также определяет минимальную долю локализации автосборочных операций на уровне 30% российских комплектующих.
По материалам Национального института развития.